Система мировой юстиции в Белгородской области отмечает в этом году 20-летний юбилей. У истоков её формирования в Красногвардейском районе стоял Александр Фурсин, который с того времени осуществляет полномочия мирового судьи судебного участка №2. Наш разговор – о выборе профессии, специфике мирового судейства, этапах развития системы и о том, что изменилось за два десятилетия её существования.
— Александр Борисович, вспомните свои юношеские годы. Что определило профессиональный путь?
— Я родился и вырос в городе Бирюч (тогда он был посёлком Красногвардейское), в семье служащих. Всегда любил в людях дисциплинированность и честность. Наверное, это и определило выбор жизненного пути, который уверенно пал на профессию, суть которой, как говорил герой известного фильма, – родину защищать. Тогда этот выбор был для меня единственно верным. После окончания средней школы я поступил в Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО, а в 1988 году был направлен для прохождения дальнейшей воинской службы на полуостров Рыбачий Мурманской области.
— В северных широтах условия службы и быта были наверняка непростыми…
— Да. Но именно благодаря этому сегодня я имею чёткое представление том, что такое долг, честь и совесть. Как молодому офицеру мне в начале службы пришлось заниматься не эксплуатацией военной техники, а личным составом. Это и определило мою судьбу в дальнейшем. Я был приглашён на партийно-политическую работу, которая играла огромную роль в формировании взглядов советских военнослужащих.
В начале 90-х годов прошлого столетия это направление в Вооружённых силах было упразднено. Одновременно в частях вводилась должность помощника командира по правовой работе. В нашей части её предложили мне. Новое направление требовало юридических знаний, поэтому я поступил на заочное отделение Московского юридического института. Параллельно на практике осваивал дознание, проводимое в частях ПВО, осуществлял социальную защиту военнослужащих и членов их семей, представлял интересы воинских формирований в суде. После окончания вуза меня в качестве стажёра пригласили на работу в прокуратуру Мурманского гарнизона, где в составе группы приходилось заниматься расследованием сложных, многоэпизодных, уголовных дел. Я был увлечён этой работой.
— И как вы пришли в профессию судьи?
— Органов военной прокуратуры тоже коснулась реформа. В 1998 году в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями я уволился из Вооружённых сил. Вернулся на родину, работал юрисконсультом на молочном заводе. В 2000 году председатель Красногвардейского районного суда Лидия Торохова предложила мне занять должность администратора суда.
Буквально через пару месяцев, в марте 2000 года, был принят закон Белгородской области «О мировых судьях в Белгородской области». В Красногвардейском районе было создано два судебных участка, и на второй я получил рекомендацию Лидии Дмитриевны.
— Получается, вы стояли у истоков формирования системы мировой юстиции в Белгородской области. Как всё начиналось?
— Постановление о моём назначении мировым судьёй судебного участка №2 Красногвардейского района Белгородская областная Дума приняла 22 июня 2000 года. На участок №1 была назначена Алла Карпова. Несколько месяцев мы проходили стажировку в Красногвардейском районном суде, а самостоятельную работу начали 25 сентября 2000 года.
Сначала каждый судебный участок мирового судьи работал самостоятельно и имел в составе секретаря судебных заседаний и секретаря суда. Позднее работу мировых судов организовали по аналогии с федеральными: создали общую канцелярию, ввели общий учёт поступающих дел. Но это продлилось недолго, и мы вновь были вынуждены вернуться к учёту дел по судебным участкам, поскольку того требовал закон: считается, что судебный участок – это самостоятельная единица в отправлении правосудия. В 2006 году в штат аппарата ввели должность помощника судьи, а чуть позже появились специалист по архивному делу, курьер, рабочий и уборщица помещений.
Как сказал поэт, «большое видится на расстояньи». Сегодня становится ясно, сколько труда и сил со стороны областного суда, управления судебного департамента, аппарата губернатора области, областной Думы потребовалось, чтобы оперативно и качественно решить вопросы, связанные с подбором кадров, обеспечением первых мировых судей помещениями и методической помощью на начальном этапе.
— А как складывалась непосредственная судейская работа?
— Рассматривать приходилось практически всё. Устраняли препятствия в пользовании имуществом, устанавливали границы земельных участков, признавали свидетельства о государственной регистрации права недействительными, производили раздел имущества между супругами независимо от цены иска, разрешали все трудовые споры, кроме восстановления на работе… Сейчас многие из этих вопросов рассматриваются районными судами.
Нередко в производство поступали дела о потраве посевов, гибели домашних животных. Особая категория – это «соседские войны», в основе которых лежат личные неприязненные отношения между односельчанами. Как правило, стороны приходили в суд с массой свидетелей, выливая друг на друга годами копившуюся неприязнь.
Надо сказать, что с первых дней работа мировых судей находилась под непосредственным контролем председателя областного суда Ивана Заздравных, его заместителей, председателя районного суда. Они учили нас работать. И дело не только в методической помощи – они учили нас быть судьями, видеть и уважать людей, сопереживать им.
— Изменились ли задачи мировых судей с течением времени?
— Во‑первых, отмечу, что выросло количество рассматриваемых дел на судебных участках. Если десять лет назад мы рассматривали порядка тысячи гражданских дел за год, то сейчас на двух участках – более трёх тысяч. Изменились и их категории. Возросло количество дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, неуплатой штрафов, кредитов, коммунальных платежей, непредставлением деклараций, мошенническими действиями.
По прошествии 20 лет с начала работы могу с уверенностью сказать, что институт мировой юстиции оправдал возложенные на него надежды. А его главным предназначением было и остаётся, во‑первых, обеспечение большей доступности правосудия для населения, а во‑вторых, сокращение объёма работы в федеральных судах районного звена.
— Несомненно, успешное решение профессиональных задач во многом зависит от организации работы судебного участка, квалификации и опыта сотрудников аппарата.
— В течение многих лет нам удаётся сохранять коллектив аппарата суда. Большинство сотрудников работает практически с момента его создания. Татьяна Зинковская прошла трудовой путь от секретаря суда до мирового судьи судебного участка №1. Надежда Кириченко тоже работала секретарём суда с первого дня его образования, сейчас она заведует канцелярией. Бессменно выполняет обязанности администратора Александр Сигарёв. Отрадно, что наши молодые специалисты тоже поднимаются вверх по карьерной лестнице. Например, Дарья Лихачёва начала трудовой путь в качестве секретаря суда, сейчас она помощник судьи. Все работники имеют высшее юридическое образование.
Неоднократно мировой суд Красногвардейского района награждался почётными грамотами судебного департамента, Совета судей Белгородской области. Мы признавались лучшим судом в регионе. Поощрялись и работники.
— Александр Борисович, в течение 20 лет своей профессиональной деятельности вы приняли тысячи судебных решений. Как считаете, какими качествами должен обладать судья?
— Эта работа сложна и чрезвычайно ответственна. Она требует глубоких знаний, большого опыта и принципиальности. Судье нужно принять такое решение, чтобы люди были уверены в его справедливости. И, конечно же, важно соблюсти баланс государственных, публичных и частных интересов.
В осуществлении правосудия большое значение имеют личность судьи, его нравственные устои, профессиональное мастерство. К необходимым личным качествам, думаю, следует отнести рассудительность, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность.
— Что пожелаете коллегам в День юриста?
— Наш праздник достаточно молодой, отмечается с 2008 года. Я лично присутствовал на съезде в Москве, где президент сообщил о подписанном указе. И пусть День юриста не столь широко известен, хочется поздравить всех, кто прямо или косвенно имеет отношение к этой многогранной профессии. И пожелать, прежде всего, позитива, которого, возможно, не хватает в настоящее время. Побольше таких моментов в жизни, которые радуют, вдохновляют на труд, на создание благ для других людей.