Тяга к технике у Ивана Трапезникова из села Малобыково Красногвардейского района началась с самого детства. В 12-летнем возрасте во время летних каникул он часто находился рядом с отцом в кабине комбайна на уборке зерновых. Мальчик не только изучал рычаги управления и функции агрегата, он наблюдал, как отец ровно, без огрехов, скашивал валковыми жатками колосья пшеницы, укладывая их на стерню для дальнейшего дозревания зерна.
Сегодня он вспоминает, как однажды, работая в поле, отец разрешил сыну самостоятельно проехать за штурвалом зерноуборочной машины. Захватив четырёхметровую полосу, юный комбайнёр стоя повёл степной корабль вперёд, а отец с гордостью смотрел в след сыну. Когда подросток проехал несколько десятков метров, он увидел приближающийся «УАЗ» председателя колхоза.
Иван сбросил газ, остановил агрегат и, поспешно выпрыгнув из кабины, спрятался в кукурузе. Председатель остановился возле только что движущегося комбайна, в недоумении посмотрел на него: в кабине никого не было. Он огляделся по сторонам. Вдали стоял отец мальчика и ещё несколько мужчин. Подъехав к ним, он поинтересовался, кто же вёл комбайн? Иван в это время, затаив дыхание, продолжал прятаться в кукурузе. Спустя несколько минут, набравшись смелости,парень подошёл к мужчинам.
«Я переживал за отца, его могли наказать за передачу руля малолетнему ребёнку и честно признался, что за штурвалом был я. Тогда Алексей Ковалёв сказал: „Парень ты крепкий, смелый, с машиной обращаешься по-хозяйски, поэтому дам тебе совет: никогда не уходи от ответственности и ничего не бойся в жизни!“», – рассказал собеседник.
Заветные слова руководителя сельхозпредприятия прошли с героем моего повествования через всю его жизнь. Он смело и ответственно брался за любое дело.
Родившись в сельской местности в семье Фёдора и Евдокии Трапезниковых, мальчик с детства был приучен к труду. Родители передали ему такие качества характера, как добродушие, ответственность, дисциплинированность.
С юных лет герой моей публикации имел тягу к технике, потому после восьмого класса поехал поступать на механика в Новооскольский техникум. Вступительные экзамены Иван сдал, но, узнав, что его товарищ не поступил, забрал документы и вместе с ним вернулся домой. «Кукурузник», на который они подоспели, домчал их так быстро на Красногвардейский аэропорт, что Иван даже подумать не успел: правильно ли он поступил?
После окончания вечерней школы колхозом имени Ленина Трапезников был направлен на курсы механизаторов в Алексеевку, после которых от райвоенкомата получал профессию шофёра в Алексеевском СПТУ. Перед армией юноша работал в родном сельхозпредприятии прицепщиком, помощником комбайнёра, топливозаправщиком. Срочную службу проходил в Германской демократической республике, опять же за баранкой автомобиля. Демобилизовавшись, в 1973 году Иван женился. Спутницей всей его жизни стала Любовь Рощупкина, которая два года преданно ждала его демобилизации. В 2023 году супруги отметили золотую свадьбу.
В родном колхозе Иван устроился в качестве молоковоза. Сначала он получил машину ГАЗ-51, а через два года сел за руль новенького ГАЗ-52, на котором проработал 13 лет. В итоге – 15 лет он колесил от фермы до фермы, доставлял парное молоко на Засосенский молокозавод.
«Единственной трудностью в те годы была езда по бездорожью, машину приходилось мыть каждый день. В остальном всё было прекрасно. Атмосфера в рабочих коллективах настолько была дружелюбная, что люди не чувствовали усталости, шли на работу с радостью. По итогам года за выполнение плана правление проводило для нас праздники, тружеников премировали деньгами и путёвками в санаторий», – поделился Иван Фёдорович.
Спустя ещё три года в автопарк коллективного хозяйства поступил новый грузовой автомобиль марки «КАЗ» или, как его ещё называли в народе – «колхида». По многим своим своеобразным характеристикам этот автомобиль не вызывал симпатий у водителей, вот и в колхозе имени Ленина никто из гаража не изъявил желания сесть за его руль. Машина была настолько высокой, что не каждый мог открыть и закрыть её борта – нужен был опыт. Иван Трапезников вспоминает, как новый руководитель хозяйства Яков Лопатин, посмотрев в его сторону, сказал: «Принимай, Иван Фёдорович, с этим «конём» только ты справишься!».
Первоклассный водитель подошёл к машине и провёл эксперимент с бортами. У него всё получилось! На большегрузной машине Иван Трапезников возил стройматериалы из Старого Оскола и Белгорода. Спустя два года пересел на ЗИЛ, потом на автобус, на котором в последние годы существования сельхозпредприятия доставлял доярок на работу.
В 2006 году Иван Фёдорович устроился в Красногвардейскую зерновую компанию водителем пассажирской газели. Здесь у него появились выходные дни, но дальних командировок было не меньше. Опытного водителя руководитель организации часто командировал в города Краснодар, Орёл, Москва, Воронеж, Липецк и многие другие. В основном, ездил он за запчастями для сельхозтехники. Всё дело в том, что помимо высокого профессионализма в управлении автомобилем Трапезников ещё умеет со всеми находить общий язык, договариваться. В этом ему всегда помогали его воспитанность и деликатность.
«Возить людей – это всегда ответственно. Моё главное правило – в салоне машины должно быть чисто и свежо: по-другому нельзя. Вечером и утром после отвоза рабочих я делал влажную уборку внутри машины, да и снаружи содержал её в состоянии лоска. За 12 лет работы на „Газеле“ я накрутил чуть больше 1 млн. километров. Я любил свою профессию и другой для себя не мыслил», – отметил собеседник.
Часто, доставив людей на рабочее место, Иван Трапезников получал новое задание. Он ехал в областной центр с десятком доверенностей, объезжал все точки и, выполнив задание инженера, успевал приехать к 17 часам, чтобы отвезти людей с работы домой. Также зачастую отправлялся на КамАЗе в Хлевище за удобрениями. После поездки принимал душ на работе и снова в свою уютную пассажирскую газель. За техникой педантичный водитель следил тщательно. Перед дальней командировкой он обязательно заедет в «автополиклиннику» для полной уверенности в технике.
Отметив свой 60-летний юбилей, Иван Фёдорович также продолжал возить рабочих в течение семи лет. Ещё три года он трудился в качестве охранника в компании «Белгороддорстрой». Общий трудовой стаж неукротимого труженика составил 55 лет. За добросовестное отношение к работе и высокие производственные показатели Иван Трапезников был неоднократно награждён почётными грамотами и благодарностями. Как он отметил, самая дорогая его награда – это его семья, которую он боготворит и оберегает.
У Ивана Фёдоровича двое детей: дочери Алла и Вера, внучка Анна, которая подарила им с бабушкой правнучку Ульяну. Собеседник поделился со мной своей трепетной радостью: первого сентября текущего года он поедет в город Воронеж, чтобы проводить правнучку в детский сад. Там молодая семья приобрела новую квартиру, в покупке которой дедушка принял непосредственное участие.