Local Logo
Новости Красногвардейского района Белгородской области
102.34
-1.08$
106.54
-1.41
+3 °С, моросящий дождь
Белгород

Сердце детям – так характеризуют Вячеслава Чеховского из красногвардейского Арнаутово

4 октября , 09:00ОбществоФото: личный архив Вячеслава Чеховского

Юбиляр всю жизнь посвятил работе в школе и общественной деятельности.

Вячеслав Чеховской из Арнаутово отметил 75-летие со дня рождения 15 сентября. 55 из них он посвятил работе в школе. А ещё многие жители района знают его как неравнодушного человека, на протяжении  десятилетий честно и добросовестно выполняющего различные общественные поручения, рассказывающего на страницах «Знамени труда» о знаменитых земляках, участниках Великой Отечественной войны, мастеровых людях, интересных событиях. Наш корреспондент попросил Вячеслава Гавриловича поделиться наиболее яркими эпизодами плодотворной, насыщенной жизни.

Вячеслав Гаврилович, вы отмечаете красивый юбилей. Как состояние, настроение?

Настроение бодрое. На состояние здоровья, учитывая возраст, особо не жалуюсь. Вот уже четвёртый месяц являюсь неработающим пенсионером. Первый раз увольнялся с работы четыре года назад, но затем, в силу сложившихся обстоятельств, пришлось потрудиться ещё с января 2023 года по май 2024-го.

Сколько лет отданы любимому делу – обучению и воспитанию детей? Не жалеете о выбранном пути?

Обучению и воспитанию арнаутовских детей отдал пятьдесят пять лет. Не кривя душой скажу, что ничуть не жалею об этом, в противном случае покинул бы педагогическое поприще намного раньше или в самом начале.

К слову, благодаря кому или чему он состоялся?

Я заочно окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Учиться было непросто, но в то же время очень интересно. Как оказалось, поступить в институт – это полдела. До финиша доходило около половины зачисленных студентов. Скажу честно, в Москву я попал случайно. О том, что буду учителем, решил ещё в пятом-шестом классе. Влияние на выбор педагогической профессии оказали мои школьные учителя. Первой учительницей у меня была Зинаида Семёновна Петренко, интеллигентная, культурная, любившая детей, отдававшая им тепло своего сердца. Моим первым учителем был также Леонид Петрович Евтушенко, он с первого класса вёл у нас уроки физкультуры, в остальных начальных классах это делали классные руководители. Уже пример этих двух талантливых педагогов определил выбор моей профессии.

А на выбор преподаваемого предмета окончательное влияние оказал учитель немецкого языка Никитовской средней школы имени А. С. Макаренко, мой классный руководитель Александр Митрофанович Жиляев. Он и порекомендовал мне попробовать поступить в московский вуз. В итоге я оказался в столице нашей Родины. Там жили родственники, приютившие на первых порах. Накануне первого экзамена, а это был немецкий язык, тётя почти в буквальном смысле привела меня за руку в институт, так как я до этого самостоятельно успел побывать только в Валуйках. Первое, что бросилось в глаза, это чёрные «Волги», на которых представители Закавказских республик Советского Союза привезли своих отпрысков поступать на иняз. Увидев это, я только смог произнести:

«Тётя Дуся, отвези меня, пожалуйста, на вокзал. Нам с тремя рублями в кармане ловить здесь нечего».

Родственница настояла сделать попытку, чтобы в случае неудачи со спокойной душой покинуть Москву. Какая уж тут спокойная душа? Но перечить не стал. И вот он, экзамен. Отбор был жёсткий. На 80 мест было 287 претендентов. Каково же было наше удивление, когда после экзамена по немецкому языку я не только не оказался в числе провалившихся, а услышал довольно лестный отзыв от преподавателя и слова:

«Считайте, что вы уже студент нашего института».

Потом, правда, случилось нечто непонятное. Мне пришлось сдавать ещё три экзамена, хотя меня, как серебряного медалиста, после полученной пятёрки на первом экзамене должны были сразу зачислить. Главное, что в итоге это произошло. Кстати, сразу же после первого экзаменационного испытания ни одной чёрной «Волги» не осталось. Такие вот были времена.

По завершении второго курса был призван в ряды Советской армии. Службу проходил на Северном Кавказе связистом. Армия многому научила: самооценке, умению распределять время. Да и физически я окреп, что помогло в дальнейшей учёбе и работе. А педагогический путь начался, когда мне едва исполнилось семнадцать лет. Я был назначен воспитателем интерната Арнаутовской восьмилетней школы, которую окончил два года назад. А через пять месяцев мне доверили и преподавание немецкого языка в 7 – 8 классах.

Не подсчитывали, сколько детишек получили от вас новые знания, жизненный опыт, последовали вашему примеру?

Конкретно не подсчитывал, но количество учеников, которым я давал знания, не очень велико, где-то около тысячи. В начале моей трудовой деятельности в восьмилетней школе обучалось двести сорок человек. В пятый класс к нам приходили учащиеся из Палатовской, Высочанской, Ясеновской начальных школ, которые, к сожалению, более двадцати лет назад прекратили своё существование. Пятых-восьмых классов было в те годы по два, в отдельных параллелях число учащихся превышало пятьдесят, примерно столько, сколько мы имеем сейчас по всей школе, имеющей в настоящее время статус средней, в одиннадцати классах. Десятки моих учащихся получили педагогические специальности, а учителями иностранных языков, насколько мне известно, стали четверо.

На чём базировался ваш подход к обучению и воспитанию?

Упоминание о немецком языке большинство учеников и их родители, особенно в начале моей трудовой деятельности, связывали с событиями Великой Отечественной войны, в которой участвовали отцы многих ребят, оккупацией фашистами нашей местности и вытекающими отсюда последствиями. Приходилось показывать, что немецкий язык – это язык многих всемирно известных писателей и поэтов, деятелей науки и культуры, известных революционеров, а Германия – страна с богатой историей и культурой. Упомянутый мной Александр Митрофанович Жиляев – участник Великой Отечественной войны, пережил муки вражеского плена, не сломился, совершив побег, обрёл свободу. Но он сохранил интерес к немецкому языку и Германии, сразу после войны начал трудиться учителем немецкого языка, заочно окончил Воронежский пединститут. Мы с братом Виктором родились после войны, но и нас она задела своим жестоким чёрным крылом, совсем юными оставив без отца, не дожившего вследствие полученных на войне тяжёлых ранений до пятидесяти шести лет. Но к Германии, её народу, немецкому языку мы отнеслись вполне спокойно. Эти и множество других примеров способствовали выработке у подопечных интереса к преподаваемому мной предмету. Конечно, как и по любой другой школьной дисциплине, у меня были как заурядные, так и одарённые ученики. К примеру, Михаил Косенко показал хорошие результаты в областной олимпиаде. Валерия Гамолина заняла второе место в областном конкурсе творческих работ обучающихся по немецкому языку «Интерактивная карта Белгородской области». Принимал я участие и в работе школьного научного общества. Подготовленные мной питомцы много раз были победителями районных конкурсов, показывали неплохие результаты на региональном уровне.

Особенно запомнился 2011 год. 25 февраля на семинаре директоров школ показал занятие клуба любителей Германии и Китая «Дружба – Фройндшафт Ю-и», получившее высокую оценку. Кто-то из районного отдела образования высказал директору школы пожелание организовать 18 марта подобное мероприятие для учителей иностранных языков и «дополнительно дать парочку уроков немецкого языка». Каково это одному в течение дня провести без перерыва три открытых мероприятия! Я раньше подобного нигде не встречал. Но возразить не смог. Ученики третьего класса не подвели, а одиннадцатиклассники удивили гостей, не произнеся в течение сорока пяти минут ни одного слова по-русски. А вот я всё-таки сказал пару фраз на родном языке: домашнее задание можно было давать по-немецки, но с обязательным дублированием по-русски, что я и сделал.

Вас с молодости захватила общественная деятельность. Это зов сердца, долг перед обществом, страной, возможность удовлетворить собственные амбиции?

Моя общественная деятельность началась с детства. С третьего класса был председателем совета пионерского отряда, в пятых-восьмых – старостой. Обучаясь в Никитовской средней школе, избирался секретарём комсомольской организации класса, насчитывавшего тридцать шесть человек, и членом школьного комитета комсомола. Работая в школе, занимал должность секретаря учительской комсомольской организации, пять лет на общественных началах являлся старшим пионервожатым. За это время пионерская дружина имени Н. Ф. Ватутина дважды признавалась правофланговой с вручением памятных лент ЦК ВЛКСМ. В 1962 году избирался делегатом областного слёта пионеров, а в 1975 году – старших пионервожатых, единственный из района выступал на нём с обменом опытом работы. Делегат областной учительской конференции 1987 года. Председатель профсоюзного комитета школы, лектор общества «Знание», не обошли меня и эти должности. Во время службы в армии избирался членом комитета комсомола полка, неоднократно посещал детские сады и школы. На втором году службы был отрядным вожатым у четвероклассников пионерской дружины имени Ю. А. Гагарина средней школы №4 города Прохладного.

Фото: личный архив Вячеслава Чеховского

Хочется отметить, что моя общественная деятельность не ограничивалась рамками школы. После присоединения комсомольской организации учителей к колхозной занимал должность начальника штаба «Комсомольского прожектора». Около десятка лет был пропагандистом системы комсомольского, а затем партийного политпросвещения колхоза имени Куйбышева. В течение трёх лет возглавлял цеховую партийную организацию мехотряда №1 колхоза имени Куйбышева. Справедливости ради скажу, что мне с людьми везло, в том числе и с коммунистами. Это были добросовестные труженики, строго соблюдавшие партийную дисциплину. Были среди них и участники Великой Отечественной войны.

Кстати, как вы оцениваете существующее мнение: «Интерес – двигатель человека»?

Безусловно, интерес является мотивирующим средством, который способствует всестороннему развитию человека. Благодаря этому человек осваивает новые навыки, получает новые знания и развивает свой интеллект. Конечно, меня, как учителя немецкого языка, в первую очередь интересовали страны, в которых этот язык является государственным, в первую очередь Германия, её история, традиции и обычаи. Незаметно сумел привить этот интерес своим ученикам, вначале это были викторины и конкурсы в пределах школьной программы, затем расширил круг познания как собственный, так и учеников. Неожиданно для себя увлёкся Китаем, хотя эта страна меня привлекала ещё со школьных лет, а затем сумел увлечь этой страной и учащихся. В итоге в школе появился клуб любителей Германии и Китая. О его работе писали «Учительская газета», «Российская аграрная газета», «Белгородская правда», «Русская община» и, естественно, «Знамя труда».

Ещё во время учёбы в институте имел возможность получить благоустроенную квартиру в Москве, но повторюсь, планов покинуть Арнаутово у меня не единожды не возникало. Сразу по получении высшего образования и в последующие годы имел ряд заманчивых предложений: преподаватель пединститута, заместитель директора Никитовского профтехучилища, директор Красногвардейской средней школы, заведующий Вейделевским районным отделом народного образования. К счастью, от всех предложений вежливо удалось отказаться. Правда, и в родной школе приходилось занимать руководящие должности: двадцать лет был заместителем директора по учебно-воспитательной работе, пять лет возглавлял коллектив.

Чем вы можете объяснить многолетнее сотрудничество с газетой «Знамя труда»?

Честно говоря, у меня не возникало желания быть постоянным внештатным сотрудником нашей газеты. Всё получилось, можно сказать, случайно. По просьбе администрации школы мои первые заметки появились в 1974 году. Являясь старшим пионервожатым, рассказывал в первую очередь о пионерской работе, других интересных школьных мероприятиях, а затем, как говорится, перешёл и на личности. Причём первые объёмные статьи появились по просьбе коллег, затем меня заметили в редакции. Так продолжилось наше сотрудничество. Не скажу, что это для меня тяжёлый, но, тем не менее, очень кропотливый труд, доставляющий в итоге удовольствие. Работаю над каждой статьёй и даже небольшой заметкой длительное время, перечитывая и корректируя несколько раз. Не в последнюю очередь учитываю мнение коллег, земляков, просто знакомых, дающих оценку моему труду. Приятно услышать от некоторых положительные отзывы о своих творческих работах.

Вячеслав Гаврилович, смею предположить, что за многолетнюю трудовую и общественную деятельность вы удостоены многих наград?

Что касается наград, то их немало. В 1988 году стал отличником народного просвещения Российской Федерации. В 2003 году получил медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения». Награждался почётной грамотой Белгородского обкома КПСС и облисполкома, благодарностью губернатора Белгородской области, грамотами управления образования и науки, избирательной комиссии Белгородской области. Кстати, работе в участковой избирательной комиссии отдал около сорока лет. Дважды избирался депутатом: в 1990 году в районный Совет, а с 2018-го по 2023 год – в земское собрание Никитовского сельского поселения. Имею также десятки грамот Красногвардейского райкома КПСС и райисполкома, райкома ВЛКСМ, администрации района, управления образования, избирательной комиссии. За добросовестное исполнение депутатских полномочий в 2023 году отмечен почётной грамотой Муниципального совета Красногвардейского района. Есть в копилке благодарность правления Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России». Значимыми считаю грамоты Прохладненского горкома ВЛКСМ Кабардино-Балкарской АССР, а также войсковой части 37271, в  том числе о награждении меня похвальной грамотой с занесением в Книгу почёта.

Научно-технический прогресс затрагивает все стороны нашего бытия. Ваше отношение к этим новациям?

Научные достижения, новые технологии, естественно, вносят в жизнь большие коррективы, способствуя укреплению могущества нашей страны, развитию её экономики. Однако новации, в первую очередь компьютерные, включая мобильные устройства, на мой взгляд, являясь источником получения новых знаний, негативно влияют на здоровье подрастающего поколения, в первую очередь на осанку, ухудшают зрение. К тому же они вызывают зависимость, как у детей, так и взрослых, человеку всё сложнее отключиться от сетей. Молодые люди теряют возможность общаться лицом к лицу. Мгновенный доступ к информации делает нас менее самодостаточными, лишая желания над чем-то подумать.

Вячеслав Гаврилович, в заключение беседы можете поделиться надеждами, мечтами, планами?

Что касается надежд, то хотелось бы в первую очередь дождаться скорейшего завершения специальной военной операции, несомненно, нашей победой, добиваться дальнейшего роста благосостояния нашей страны и малой родины. Планирую сосредоточиться на общественной работе: руководство первичной организацией ветеранов, по возможности сотрудничество с нашей газетой «Знамя труда». А читателям газеты и всем жителям района хочется пожелать здоровья, мира, благополучия, исполнения желаний и надежд.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Александр Новинкин
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:00
Красногвардейские энергетики отметили профессиональный праздник
Материал
ОбществоВчера, 13:00
Губернатор Белгородской области рассказал о начале работы пунктов сбора новогодних подарков для наши
Материал
ОбществоВчера, 12:00
Прокуратурой Красногвардейского района приняты меры, направленные на соблюдение законодательства