Житель Бирюча Василий Мишуков проработал в Красногвардейском лесничестве 21 год. Несчитанное количество посадок, общая протяжённость которых сотни километров, было высажено им и другими работниками лесхоза в период 70-х и 90-х годов.
Как известно, лесополосы выполняют противоэрозийные, полезащитные функции. Нельзя не вспомнить о человеке, который внёс большой вклад в их создание. Это доктор сельскохозяйственных наук, лауреат Государственной премии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, почётный гражданин Красногвардейского района Ольга Котлярова. Ольга Геннадьевна – известный в России и за её пределами учёный. Под её руководством проведено широкомасштабное освоение ландшафтных систем земледелия в Красногвардейском районе. Благодаря применению научных разработок Ольги Котляровой в Тамбовской, Воронежской, Белгородской и других областях повсеместно уменьшилась эрозия почв, улучшился водный баланс, повысилась урожайность земель.
Вернёмся к герою моего повествования. Василий Мишуков устроился в лесное хозяйство, можно сказать, случайно. Возвращаясь из райвоенкомата, куда он приезжал стать на учёт после демобилизации, он решил не дожидаться автобуса и пошёл домой пешком через Слабодку. Проходя мимо лесничества, он подумал: а не устроиться ли ему сюда на работу?
Герой моего очерка – парень не из робкого десятка. До службы в армии он успел окончить Никитовское ПТУ по специальности каменщик, курсы механизатора, получить водительское удостоверение и несколько месяцев поработать трактористом в родном колхозе имени Ленина.
Василий родился в селе Стрелецкое, в семье Василия Андреевича и Анастасии Фёдоровны Мишуковых, первым из трёх сыновей. Его отец был животноводом, мать – рабочая известкового производства.
Братья Александр и Михаил (ныне покойные) были младше его на четыре и шесть лет соответственно, и до восьмого класса на юноше лежала ответственность за них, а также за домашнюю хозяйственную работу. На летних каникулах в 12-летнем возрасте Василий работал в колхозе – пас лошадей.
Второго мая 1973 года Василия призвали в ряды Советской армии в город Алматы. Там его определили в пограничные войска. Затем была служба в Киргизии, в городе Пржевальск, в школе сержантского состава. После он был переведён обратно в военную часть № 2534 – Восточный Краснознамённый пограничный округ, откуда и демобилизовался.
«Я вернулся из армии окрепшим и не мог влезть ни в одни свои брюки, ни в одну рубашку. Мне пришлось сменить весь свой гардероб. Прежние вещи, естественно, достались младшим братьям. В лесничество я пришёл без трудовой книжки, её задержали в колхозе. А бывшая директор Красногвардейского лесничества Тамара Нежельская тут же выписала мне новый документ. Здесь я стал без задержек получать зарплату, чему был несказанно рад», – поделился собеседник.
На работу Мишуков добирался пешком и на попутном транспорте, а в летнее время – на велосипеде. В 1976 году Василий повстречал свою судьбу – Татьяну Воронкову, жительницу соседнего села Казацкое. После трёх лет отношений молодая пара сыграла свадьбу. Вскоре организация, где трудился Василий, вручила ему ключи от квартиры. В семье родились двое детей – сын Евгений и дочь Юлия. В настоящее время чета Мишуковых имеет троих внуков.
Работа Василию нравилась. Умелые мастера лесных культур, а их за период его трудовой деятельности, по мнению Мишукова, в лесничестве было трое, это Дмитрий Литовкин, Иван Бондарев и Валентина Жукова, создавали идеальную, как сейчас принято говорить, корпоративную атмосферу, с уважением относились к каждому специалисту.
«Мы трудились на землях колхозов. Я работал на двух тракторах: гусеничном и колёсном. С осени на гусеничном тракторе я подготавливал четырёхметровые террасы по косогорам. А весной два работника, сидя на агрегате сзади, бросали саженцы в рядок. Скорость машины при посадке не должна была превышать 500 метров в час. На моём колёсном тракторе был плуг и культиватор. Деревья высаживались только весной», – рассказал мой собеседник.
Как поведал Василий Васильевич, коллектив лесхоза вёл постоянный уход за саженцами в течение пяти лет. Зимой также было много задач. Тракторист нагребал кучи снега и укрывал их соломой, чтобы они как можно дольше не таяли. Рабочими лесхоза производились угли для колхозных свиней, которые спасали их от расстройства желудка. Для этого дрова засыпались навозом и землёй, поджигались, и они медленно тлели, образуя активированный уголь для животных.
«Каждую зиму мы валяли лес, делали осветление, прорубая просеки шириной четыре метра. Это были, так называемые, санитарные рубки», – отметил Василий Мишуков.
По его мнению, лучшими технорубами были Михаил Пересыпкин и Фёдор Александров из села Гредякино. Многолетняя практика, несомненно, даёт плоды. Агротехнику и технологию возделывания лесных насаждений Василий Мишуков знал не хуже учёных- агрономов. Он обучился способу проращивания берёзовых «серёжек» и жёлудей, умел правильно сохранить саженцы ранней весной, положив их на время в заготовленную им огромную кучу нерастаявшего снега, чтобы почки не распускались раньше времени. Василий Мишуков неоднократно награждался почётными грамотами и ценными подарками. О его достижениях рассказывала районная газета.
Но через 21 год он оставил любимую работу по собственному желанию и устроился в Красногвардейский узел связи в качестве механизатора кабелеукладчика и цепного экскаватора. Как он признался, там платили в два раза больше. К сожалению, спустя несколько лет данная организация ликвидировалась, и Василий пошёл работать слесарем на Бирюченское ХПП, откуда и вышел на заслуженный отдых.
Интересен тот факт, что в душе моего собеседника нет покоя и сегодня: каждый день он восторженно смотрит на плоды своего труда – пятидесятилетние лесополосы. Вслед за радостью и гордостью сердце охватывает грусть и боль. По его словам, посадки прекрасно выглядят, но многим из-за зарослей подроста и кустарника требуется капитальная реконструкция.
«Сам факт того, что лесополосы сохранились более 50 лет, говорит о глубокой научной проработке планов по их посадке. Лесополосы не только выполняют защитную функцию сельскохозяйственных земель, они радуют нас разновидностью ягод и грибов, а также спасают многих диких животных от жары и сильного ветра. Когда я приезжаю за грибами в родные посадки, я брожу по ним, как по аллеям своей молодости, до наступления темноты. Я чувствую, как по-другому бьётся моё сердце, как мне легко дышится среди матёрых ясеней и стройных берёз. Лесополосы не отпускают меня просто так, они каждую поездку дарят мне диск воспоминаний, который крутится в моих мыслях и днём и ночью», – заключил собеседник.