Local Logo
Новости Красногвардейского района Белгородской области
85.56
+0.15$
93.26
+0.09
+25 °С, ясно
Белгород

Школьные музеи Красногвардейского района: воспитательный и образовательный потенциал

14 апреля 2021, 09:00Общество
Фото: Анна Мальцева

На территории муниципалитета действует 13 таких учреждений историко-краеведческой направленности.

Академик Дмитрий Лихачёв писал: «У школьных музеев есть замечательный продукт, который выше всякой конкуренции, – они располагают истинными Ценностями». В современной системе образования особенно актуальной является проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Во многом это связано с обновлением самой системы образования, внедрением и проектированием новых технологий, выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании. Особое место в решении данной проблемы, безусловно, отводится воспитательному и образовательному потенциалу школьного музея.

Возросшее внимание государства и общества к деятельности школьных музеев открывает новые перспективы, создаёт новые возможности для их развития. Ведь школьный музей – это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые детям в силу их любознательности всегда интересны. Это мир фактов, где повседневное превращается в уникальное. Здесь закладываются основы гражданской позиции, здесь зарождается любовь к малой Родине, к своему Отечеству. Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.

Без музея современной школе сегодня не обойтись. Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Ведь школьный музей – это ближайшее к ребёнку музейное пространство, которое в наибольшей степени открыто его логическому и чувственному познанию. Очень непросто воспитывать сегодня у детей уважение к своим предкам, формировать любовь к родному краю, но без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растёт вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих корней.

Музей Верхнепокровской средней школы. Экспозиция «История школы»
Фото: Анна Мальцева

В нашем Красногвардейском районе 13 общеобразовательных учреждений имеют сертифицированные историко-краеведческие музеи. Все школьные музеи являются членами Ассоциации школьных музеев Белгородской области. Их деятельность очень значима в современной образовательной системе. Главное, ради чего живут школьные музеи, – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, – а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. И какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне или истории школы, общественному деятелю страны или малой Родины, – музей всегда воспитывает патриота своей малой Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, за себя и свой труд. Школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты.

Школьные музеи нашего района имеют богатые традиции патриотического воспитания, живут активной жизнью. Педагоги – руководители музеев, члены совета актива принимают участие в разнообразных конкурсах исследовательских и творческих работ, методических материалов, смотрах патриотическо-краеведческой направленности, тематических неделях, олимпиадах по школьному краеведению: «Память храня», «Музей и дети», «Отечество», «Мой отчий край», «Три ратных поля России», «Я в музее» и других.

Руководители школьных музеев на мастер-классе «Письмо солдату»
Фото: Елена Кудрявцева

В текущем учебном году историко-краеведческий музей Никитовской средней школы (руководитель Марина Долженко) стал финалистом заочного этапа областного смотра-конкурса музеев образовательных организаций Белгородской области. В рамках областного семинара «Деятельность школьного музея: традиции и инновации» в формате видеоконференции руководитель музея успешно представила в своём выступлении исследовательскую, поисково-собирательскую, экспозиционно-выставочную и образовательную деятельность школьного музея на примере заявленной на смотр-конкурс мини-выставки. А обучающийся Новохуторной средней школы Павел Жоров под руководством учителя Натальи Исаенко стал призёром областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество». Его исследовательская работа в секции «Историческое наследие» была направлена в Москву для участия в заочном туре финала всероссийского конкурса.

Участие в конкурсах патриотическо-краеведческой направленности, музейные уроки, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, краеведческие конференции и чтения способствуют воспитанию любви к малой Родине. Это мощный стимул к более детальному изучению, исследованию истории родного края.

Работа областного семинара в режиме видеоконференции
Фото: Елена Кудрявцева

Образовательные учреждения, имеющие историко-краеведческие музеи, участвуют в реализации региональных проектов «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области» и «Создание виртуального музея «Моя Белгородчина». В их рамках разрабатываются виртуальные экскурсии, межшкольные абонементы и образовательные маршруты. Обучающиеся имеют возможность посещать музейные уроки не только своих школ, но и любых образовательных учреждений области.

Школьные музеи также являются учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практике учителей истории нашего района – музейные уроки, посвящённые краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.

Одним из основных видов деятельности школьных музеев является экскурсия. Ведь школьные музеи трогательны экспонатами, несущими в себе тепло человеческих рук и сердец простых людей. Это свидетельства их жизни. Старый обветшалый предмет или пожелтевшее письмо с фронта расскажет о людях и эпохе больше детскому сердцу, если предмет был частью жизни семьи этого школьника, а это письмо от его прадеда. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея.

Внеклассная работа, проводимая в школьных музеях, также многообразна и направлена на всестороннее развитие личности ребёнка. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению – вот малый перечень используемых форм музейной работы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Всё это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории и культуры малой Родины.

Заседание круглого стола руководителей школьных музеев
Фото: Елена Кудрявцева

Руководители школьных музеев, организаторы краеведческой работы принимают участие в работе методических семинаров, заседаниях круглого стола, конференциях, проходящих на базе Дома детского творчества. Они делятся опытом своей работы, используемыми методами и приёмами в музейной практике. Неоценимую помощь в работе семинаров и круглых столов оказывают сотрудники краеведческого музея, земляки-краеведы, которые щедро делятся своими знаниями и практическим опытом. В рамках работы обсуждаются вопросы организации мероприятий патриотической направленности средствами школьных музеев и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях района, вопросы активизации поисково-собирательской краеведческой деятельности. Формы работы такого уровня обогащают новыми знаниями, намечают дальнейшие тенденции развития музейной педагогики, способствуют укреплению взаимодействия внутри школьного музейного сообщества.

Очевидно, что в настоящее время очень важным является вопрос укрепления национального достоинства и авторитета России в современном мире. Этого невозможно достичь без осознания нами своей собственной культурной самобытности, понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому общество и школа обращаются к музею – хранителю человеческого гения, ведь именно школьный музей обладает огромным воспитательным потенциалом, формируя базовые культурно-исторические ценности.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 12:00
Супруги Тимофей и Татьяна Галенко из красногвардейского Раздорного: «Мы всё делаем вместе»
Материал
ОбществоВчера, 11:00
Военно-исторические игры «Армата» завершились в Красногвардейском районе
Материал
ОбществоВчера, 10:00
Юлия Зюбан из Красногвардейского района: «Познают цену хлеба»