Я регулярно нахожу и с удовольствием читаю на страницах «Знамени труда» материалы о судьбах, трудовых свершениях жителей Утянского сельского поселения. Это вызывает у меня чувство гордости и радости. Ведь мне довелось многие годы находиться рядом с этими людьми, на моих глазах происходило их становление, профессиональный рост, вместе мы крепили экономику хозяйства, создавали социальную сферу сёл.
Меня избрали председателем колхоза имени Котовского в 1967 году. А через пять лет он объединился с другим коллективным хозяйством имени Фрунзе и с того времени более полувека функционирует под названием Большевик», приобретя впоследствии статус сельскохозяйственного производственного кооператива.
Среди тех земляков, которые внесли достойный вклад в укрепление потенциала нашего сельхозпредприятия, Пётр Иконников. Я находился на председательском посту 34 года, и всё это время Пётр Васильевич был моим заместителем, руководил строительной отраслью.
Жизнь требовала многих преобразований. Нужны были не только новые производственные объекты, но и школы, детские садики, дома культуры, клубы, магазины, бани и другое. Основной трудностью для достижения этих целей являлся острый дефицит строительных материалов. К примеру, за гвоздями приходилось ездить на Донбасс, за лесом – в северные регионы страны. Одним из глобальных проектов, который предстояло реализовать в нашем выросшем по масштабам сельхозпредприятии, стало строительство комплекса по выращиванию нетелей с последующей их реализацией хозяйствам района для улучшения воспроизводства молочного стада.
Была разработана проектно-сметная документация. Генподрядчиком выступило областное объединение «Облмежколхозстрой», возглавляемое Владимиром Чурсиным. Непосредственно строительно-монтажные работы выполняли работники Красновардейского СМУ (руководитель Владимир Яценко, а затем Валерий Солянин, прораб Иван Торохов). В возведении этого объекта был заинтересован райком партии. В связи с чем к решению этой задачи привлекались многие другие колхозы и субподрядные организации. Связь между всеми заинтересованными сторонами осуществлялась через Петра Иконникова. И большинство вопросов успешно решались. Через три года комплекс был сдан в эксплуатацию и действовал в течение 16 лет. Хотя, на мой взгляд, проект был не лучшим. Не построили подъездной путь к ферме. Во время возведения в период бездорожья это оборачивалось большими трудностями с доставкой громоздких тяжёлых бетонных конструкций, а с его открытием – с подвозом кормов и других грузов.
К сожалению, нам не удалось выйти на все запланированные технико-экономические показатели. Но, справедливости ради, надо отметить, что многие хозяйства нашего района смогли обновить своё молочное стадо именно за счёт нетельного комплекса. А прекратил он действовать с распадом колхозов. С большими трудностями нам удалось как-то раздать более 200 нетелей уцелевшим сельхозпредприятиям региона, которые остались в вечном долгу перед «Большевиком».
Следует отметить, что в 70-е годы прошлого века колхоз решал не только чисто производственные проблемы. На территории Утянского сельского поселения на тот момент проживало порядка 700 школьников. Занятия проходили в приспособленных помещениях. Поэтому было принято решение о возведении новых зданий учебных учреждений. Сначала была сдана в эксплуатацию школа в Большебыково, а затем – в Уточке. В сооружении этих объектов было заинтересовано и принимало участие большое количество колхозников. Задача Петра Васильевича состояла в том, чтобы объединить усилия строителей и тружеников хозяйства.
Шло время, и на повестку стал вопрос о летнем отдыхе детей. Усилиями Петра Васильевича были закуплены семь сборных финских домиков. Их сборку производили привлеченные из Воронежской области специалисты. Разместили их в красивом, уютном месте, в фруктовом саду. Был сформирован штат, в одном здании расположился пищеблок, в остальных оборудовали комнаты отдыха. К площадке подвели свет и воду, установили резиновый бассейн. Одна группа из тридцати учащихся Большебыковской школы провела здесь незабываемый двадцатидневный отдых. Но пришли так называемые перестроечные времена, и все строения растащили как будто по чьей-то команде. Так наши усилия, и в первую очередь Петра Иконникова, по обеспечению детворы полноценным отдыхом закончились прахом.
Параллельно возведению детской оздоровительной площадки шло строительство водопровода в Большебыково. Жители села, надо сказать, испытывали острый дефицит воды, особенно в летний период. Для этого в урочище Каблейка пробили три скважины, установили водонапорные башни, от которых запитали центральный водопровод. Вместе с этой задачей было принято решение о сооружении искусственного бассейна, поскольку вблизи села не было природных водоёмов. После того как водохранилище было полностью заполнено водой, молодёжь с удовольствием проводила здесь свободное время. Но радость их оказалась недолгой. С началом перестройки какой-то «мудрец»» трактором вытащил сливную трубу, и вода ушла, оставив за собой огромный яр.
На протяжении многих лет помощником Петра Иконникова был Иван Давыдов, бригадир строительной бригады, которая насчитывала в своих рядах более 80 человек. По проекту Ивана Семёновича были построены здания в селе Плюхино и хуторе Ураков, в одной половине располагалась школа, в другой – детский сад. Постепенно ученики этих школ перешли в новую, Утянскую. За счёт хозяйства активно сооружались и многие другие производственные и социальные объекты. В Большебыково, Уточке, Солдатке возвели обширные магазины, которые стали украшением этих населённых пунктов. Просторные комфортные бани открыли в Большебыково и Плюхино. В Большебыково также был построен по типовому проекту детский сад на 25 мест. В этом же селе функционировали дом для престарелых на 20 койко-мест для одиноких пожилых граждан, проживающих на территории сельского поселения, а также фельдшерско-акушерский пункт. К сожалению, со временем все эти социальные учреждения, за исключением ФАПа, оказались невостребованными и были просто разрушены, хотя в них были вложены значительные средства и человеческий труд многих моих земляков. А главным действующим лицом в организации, постоянном контроле над производимыми работами был Пётр Иконников.
Естественно, что не без участия Петра Васильевича были возведены клуб в Плюхино и Дом культуры в Большебыково. Что касается ДК, то Пётр Васильевич проявил немало инициативы и сил, чтобы найти необходимый проект. Но игра, как говорится, стоила свеч. Видимо, немногие сегодня помнят, как блистал на различных сценических подмостках самодеятельный хор села Большебыково под руководством заслуженного работника культуры Екатерины Жуковой. Ему рукоплескали зрители в Москве и Ленинграде, во многих других городах Советского Союза. Своё творчество самобытный сельский коллектив демонстрировал в Германской Демократической Республике, Югославии, Чехословакии. В прославленном хоре выступал настоящий сельский самородок, талантливый исполнитель, колхозный механизатор Михаил Щербинин, которому также было присвоено звание «Заслуженный работник культуры». Этому замечательному артисту-труженику был воздвигнут бюст.
Несколько подробнее хотелось бы остановиться на истории Троицкого храма, который многие годы был закрыт. Более того, в одно время, как мне поведал председатель колхоза имени Фрунзе Данил Жидких (я в то время возглавлял колхоз имени Котовского) руководство района побуждало его организовать взрыв Божьего дома. Но Данил Кузьмич не пошёл на сделку с совестью и написал заявление об освобождении от занимаемой должности. Эта ситуация явилась одной из причин объединения хозяйств. И вся эта затея автоматически перешла на меня. Ни в райкоме партии, ни в райисполкоме я не мог добиться объяснения по этому поводу. К тому же к нам зачастил уполномоченный райкома партии Пётр Яценко. А однажды вместе с ним приехали четыре офицера советской армии из Харькова, которые по просьбе районного начальства должны были определить возможность устранения храма. Три дня они пробыли в хозяйстве. Моя задача состояла в том, чтобы дать заключение о невозможности осуществления этой чудовищной акции в центре села. Подготовить необходимый документ мне помогали упомянутый Данил Жидких, ставший моим заместителем и председатель профкома Кузьма Заздравных. В итоге военнослужащие согласились с нашими доводами и возвратились на места своей службы.
Следует сказать и о том, что женщины села, прознав про зловещие намерения некоторых партократов-нехристей, устроили круглосуточное дежурство у церкви. На защиту нашей позиции и интересов православных большебыковцев стали, по моей просьбе, бывшие руководящие работники районного комитета партии, а на тот момент занимающие ответственные посты на региональном и федеральном уровне Борис Дятлов и Фёдор Федосов. Так, общими усилиями, нам удалось отстоять православную святыню. Спустя время, по просьбе сельчан, на заседании правления приняли решение о восстановлении церкви. За дело охотно взялись Пётр Иконников и Иван Давыдов. Привлеченные специалисты выполнили внутренний ремонт помещения, в котором сохранились росписи, обновили иконостас. И известный в округе священник Евгений Вивчарик провёл первое богослужение. Во избежание каких-то нежелательных последствий этот вопрос согласовали с тогдашним первым секретарём обкома партии Алексеем Филипповичем Пономарёвым.
Большое внимание хозяйство уделяло строительству жилья. Иконников и Давыдов привлекали для этого не только колхозных строителей, но и организации из Старого и Нового Оскола. Возводились дома в четырёх населённых пунктах пропорционально количеству проживающих там жителей. Они преимущественно предоставлялись работникам сельхозпредприятия. Крышу над головой получали и некоторые представители социальной сферы. В Большебыково из новостроек образовалась целая улица, которую назвали Молодёжная. Через время часть новосёлов ушла из колхоза, не отработав, как говорится, долг перед ним.
Что касается производственно-территориального деления нашего сельхозпредприятия, то тогда, в 70-е и 80-е годы прошлого столетия, в нём функционировало пять тракторно-полеводческих бригад, в которых трудились 240 механизаторов. Руководство колхоза стремилось создать для них надлежащие производственные и бытовые условия. В Большебыково и Уточке функционировали хорошо оборудованные мастерские, а в Плюхино и Уракове оборудовали пункты технического обслуживания тракторов и другой сельхозтехники, «красные уголки», в которых с людьми обсуждались насущные вопросы. Впоследствии производственные подразделения были объединены в одно с размещением в Большебыково. В настоящее время здесь действуют прекрасные мастерские для восстановления техники и инвентаря. Оборудованы удобные складские помещения для хранения запасных частей. Созданы комфортные условия для персонала. Благодаря закупленным современным тракторам, комбайнам, прицепным орудиям 20 механизаторов обрабатывают все пахотные земли сельскохозяйственного производственного кооператива, которые, кстати, не претерпели за полвека изменений.
Важным направлением правление считало строительство зернохранилищ. Два объёмных помещения сдали в эксплуатацию в Уточке. Столько же кирпичных складов возвели в Большебыково. Позже, когда перестройка «съедала» один колхоз за другим, «Большевик» продолжал своё существование. В этот период мы смонтировали три огромных ангара (два в Большебыково, один в Уточке) из металлоконструкций, доставленных с белгородского завода «Энергомаш». Они до сих пор привлекают внимание как местных жителей, так и проезжающих мимо людей.
В колхозе возводились и другие необходимые строения. Во всех случаях все эти процессы не проходили мимо Петра Васильевича, ведь этот участок деятельности был более трёх десятков лет в зоне его ответственности. Он умело выстраивал отношения с подрядными организациями и субподрядчиками. От этого в значительной степени зависел успех дела.
Я уже отмечал выше, с какими трудностями сталкивались колхозы в части строительных материалов. Но хотел бы более подробно остановиться, как нам удавалось справляться с этой задачей. Немало времени моего заместителя по строительству уходило на заготовку леса, которая велась, как правило, в течение трёх зимних месяцев. Для поездки в Вологодскую область необходимо было сформировать бригаду из двадцати надёжных колхозников. Сделать это было непросто, поскольку на селе процветало пьянство. И даже благонадёжные сельские «лесорубы» после получки попадали в крепкие объятия Бахуса. И Петру Васильевичу приходилось утрясать последствия весёлых пирушек подчинённых. Там же, не без сложностей, предстояло договориться с руководством железнодорожной станции о погрузке заготовленного кругляка, чтобы отправить его на станцию Бирюч. Здесь его определяли в склады, а две оборудованные машины с прицепами занимались перевозкой древесины в хозяйство. Ежегодный объём её заготовок составлял полторы-две тысячи метров кубических.
В колхозе постоянно работали две пилорамы, на которых из кругляка получали необходимый строительный материал: доску, брус и т.д. Процесс заготовки и переработки всегда был сложным. Пётр Иконников достойно преодолевал эти трудности, находясь в зимнее время постоянно в разъездах.
Хозяйство также испытывало дефицит кирпича. Правление решило ликвидировать эту проблему за счёт налаживания собственного производства. Надо сказать, что Пётр Васильевич и Иван Семёнович с особым энтузиазмом и энергией взялись за этот процесс. Побывали во многих местах нашей области для ознакомления и изучения опыта, практики такой деятельности. В течение лета были смонтированы все агрегаты и линии, опробовали их в действии. А на следующий год кирпичный завод запустили в эксплуатацию. В течение 12 лет на нём производили от 800 тыс. до одного млн штук кирпича. На данном производстве было задействовано 30 человек. Стеновой материал использовали на внутрихозяйственные нужды, а излишки продавали населению. В частности, это дало возможность построить четыре типовых коровника на 200 голов каждый.
На счету Иконникова и его ближайшего помощника Давыдова ещё много добрых дел. Так, по просьбе жителей хутора Прудное они построили помещение, в котором разместился медпункт и торговая точка. В результате реконструкции старого здания школы в Уточке в нём в течение шести лет функционировала участковая больница на пятнадцать коек.
За три с лишним десятилетия в «Большевике» было выполнено много других строительных работ под началом Петра Иконникова. В частности, в сёлах Большебыково и Уточка сооружены памятники воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на значительную отдалённость от райцентра, к наших населённым пунктам были первыми в районе построены дороги с твёрдым покрытием, осуществлена их газификация. Мне приходилось лично ездить на служебном транспорте в город Выксу для налаживания отгрузки труб для Белгородской области, часть из которых направлялась в Красногвардейский район. А вот все вопросы, связанные с подключением газопроводов к производственным, социальным объектам, домам селян, приходилось решать молодому, энергичному Александру Иконникову и Александру Япринцеву.
Необходимо отметить, что Александр Андреевич, как губка, впитывал всё ценное и от меня, и от Петра Иконникова. Зарекомендовал себя с наилучшей стороны на ряде важных должностей, был моим заместителем. И когда я уходил на заслуженный отдых, рекомендовал молодого энергичного, инициативного специалиста на председательский пост. И очень рад, что это предложение нашло полную поддержку и у районного руководства, и у тружеников хозяйства. За 18 лет мой преемник превратил сельхозкооператив в одно из лучших сельхозпредприятий не только муниципального образования, но и региона.
Последние годы я проживаю в Белгороде, но по возможности стараюсь побывать в родных для меня местах. Посетил хозяйство и этим летом. Был буквально поражён открывшейся второй очередью молочного комплекса на 1200 голов дойного стада. Теперь это настоящая высокотехнологичная, суперсовременная фабрика по производству качественной продукции, в больших объёмах. А какая высочайшая культура земледелия полей! Впечатляют урожаи, получаемые сегодня растениеводами.
А ещё у меня вызывает гордость, что руководитель сельхозкооператива не замыкается на решении чисто производственных задач, а стремится воздать дань памяти поколениям земляков, внёсшим частицу своего труда и сердца в общее дело. Многие жители муниципалитета и региона с большим интересом ознакомились с мемориал под открытым небом, посвящённом истории СПК «Большевик». По личной инициативе Александра Иконникова воздвигнуты монументы, на которых увековечены имена земляков, участников Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, специальной военной операции, а также вдовам, работникам хозяйства, достигшим особых успехов на трудовом поприще. Я признателен Александру Андреевичу за то, что среди установленных бюстов знаменитым землякам Ивану Гавриловичу Заздравных, Василию Ивановичу Сапрыкину есть и мой. И ещё, этот целеустремлённый, высокопрофессиональный, мудрый руководитель многое делает по сохранению русских народных традиций, самобытной культуры. Это даёт основания предполагать, что у сельхозпредприятия и всей сельской территории хорошие перспективы для дальнейшего развития и процветания.
PS: Алексею Демьяновичу Нефёдову присвоены звания: почётный гражданин Белгородской области и Красногвардейского района, почётный председатель СПК «Большевик», заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.