Иван Коркин окинул взором далеко простирающиеся поля, технику, стоящую на линейке готовности. Машинно-тракторная мастерская всегда его притягивает к себе, как магнит. И сколько бы ни было у него дел, а сюда заедет обязательно. Понятно. Вся техника сосредоточена на асфальтированной площадке машинного двора, отсюда она уходит на поля, на которых Иван Михайлович познал цену хлеборобной профессии, горечь неудач и радость первых побед.
…На востоке только что зарумянилась утренняя зорька, а Иван Коркин с механизаторами был уже у своей, сырой от росы, дождевальной машины «Волжанка». Через несколько минут зарокотал мотор, и с 16-метровых «крыльев», будто из облака, густо зашумел искусственный дождь. Из‑за горизонта выглянуло солнце, заиграла радуга…
Именно этот ответственный участок в те годы правление колхоза доверило возглавить Ивану Михайловичу – выпускнику Корочанского сельскохозяйственного техникума. Агрономом-мелиоратором пришлось побыть один год, райвоенкомат не дал продолжить полив сельскохозяйственных культур, «нарядив» его в солдатскую форму, далеко от родимых мест, в Свердловской области.
Шёл 1983 год… Старательный и исполнительный, требовательный к себе и другим, Коркин тепло был встречен в четвёртой комплексной бригаде в должности помощника её руководителя. Через два года его «командировали» в Ураковскую комплексную бригаду агрономом. И вот уже 31-й год Иван Михайлович – руководитель среднего звена: бригадир комплексной бригады, начальник производственного участка. Никому в «Большевике» прежде не удавалось находиться в этом «седле» так продолжительно. Пожалуй, и в районе.
— Иван Михайлович обладает хорошими организаторскими способностями, проявляет заботу о подчинённых, – так сказал о нём бригадир тракторной бригады Александр Белозерских.
Каждый приезд на механизаторский стан, каждая встреча с коллективом хлеборобов – это заинтересованный разговор о делах сегодняшних и завтрашних, непринуждённая беседа о событиях в районе, области, стране. Тема её, как всегда, – наращивание производства сельскохозяйственной продукции, опыт передовых коллективов. Вот и сегодня, похвалив механизаторов за ударный труд, он рассказывает о задачах, которые стоят перед производственным участком в текущем году.
— У нас есть, – говорит он, – все возможности получить с гектара не менее 50 центнеров зерна, 35 – подсолнечника, 70 – кукурузы на зерно, 25 – сои. Ставится задача вырастить на каждом гектаре в пределах 300 центнеров кукурузы на силос, 40 – семян многолетних трав. Всё от вас, механизаторов, в первую очередь зависит.
Такие высокие показатели базируются на прошлогодних, когда с каждого гектара было собрано по 59,6 центнеров зерна, 42 – подсолнечника, 93,6 – кукурузы на зерно. И то, что они будут достигнуты – нет сомнений. Кому‑то покажется, что большебыковцы делают отступление.
Ничуть. Они постараются превзойти достигнутые результаты. Но погода – вещь коварная, с ней не поспоришь. Нужно будет показать всю мощь своего мастерства.
Трудолюбивые и настойчивые хлеборобы в кооперативе. Уже сегодня они в полном объёме обеспечили его семенами яровых зерновых культур, заключили договоры на поставку гибридных семян кукурузы, подсолнечника, завозятся минеральные удобрения, практически готовы сельскохозяйственные машины, продуманы вопросы приобретения средств защиты растений.
— Мы никогда не подводили, Иван Михайлович, – заявил механизатор Николай Орлов, – а в нынешнем году – тем более, он же юбилейный у вас, тридцать лет у руля бригады.
Уже в «Патриоте», за рулём которого сидел Иван Михайлович, я спросил:
— Кем бы вы хотели быть, если бы пришлось заново выбирать профессию?
Он улыбнулся и твёрдо заявил:
— Хлеборобом.
— А почему?
— Хлеб нечто большее, чем пища для человека, – подчеркнул Иван Михайлович. – Хлебом и солью встречают гостей и дорогих людей. В дни бедствий в помощь пострадавшим в первую очередь посылается хлеб, который является самым главным в жизни. В мире нет более нужной профессии, чем земледелец.
Эти слова он произнёс с особой гордостью. Видимо, ему не впервые задают вопрос, почему он выбрал эту, хлеборобную дорогу. Да она и вряд ли могла быть иной. Родители посвятили свою жизнь сельскому хозяйству и детей воспитали преданными родному краю. Отец, Михаил Тимофеевич, разменял 85-й, тридцать девять из них проработал в колхозе «Большевик» шофёром, мать, Ольга Ивановна – дояркой, формовщицей на местном кирпичном заводе. Воспитали трёх сыновей. Все служат земле, каждый по‑своему. Иван возглавляет производственный участок, Александр и Николай – шофёры. Первый – в родном кооперативе, второй – в «Красногвардейской зерновой компании». Одним словом – дружная хлеборобная семья. Отец и мать гордятся их трудолюбием, благодарят сыновей за чуткость и внимательность к себе. Особая признательность, безусловно, Александру и его семье. Проживают они под одной крышей. Практически каждый день наведывается к родителям Иван, а вот Николай – реже, в Бирюче проживает он. За родительским столом он всегда на правах старшего, хотя и в гостях у брата Александра. Но с большим уважением все они относятся к Ивану. Жизненным опытом гораздо превзошёл их, да и по «званию» выше. Но не за столом. Коллектив его воспитал, а он делал всё для того, чтобы он был дружным и сплочённым, чтобы механизаторы чувствовали себя одной семьёй.
Отношения у начальника участка с подчинёнными самые непринуждённые и, что самое приятное, окрашены добротой и непосредственностью. «Ну‑ка, хлопцы», – нередко обращается он к трактористам и комбайнёрам. Что это – панибратство? Ничуть не бывало, потому что Иван Михайлович как в жизни, так и в работе человек строгий, принципиальный. Для всех в коллективе он не просто начальник, а товарищ, друг, брат, а для некоторых, как отец родной. Взять того же Романа Крыщенко, которого украинская власть сделала беженцем. Со своей семьёй он прибыл в Большебыково из Луганской области. Правление СПК приняло его в свою хлеборобскую семью, предоставило жильё. «Опекунство» над Романом взял Иван Коркин. С первых дней он увидел в новичке трудолюбивого парня, знатока техники, надёжного друга и товарища. Перенеся такой жизненный, эмоциональный стресс Роман Крыщенко решил принять таинство крещения. Крёстным отцом выступил Иван Михайлович.
Со всеми механизаторами коллектива Коркин находит общий язык. Работает он, не считаясь со временем, на совесть. И все хлеборобы по‑хорошему тянутся за ним, видя старания своего руководителя.
— Это наш бригадир, – говорят механизаторы. – Свой доморощенный. Мы его понимаем с полуслова. И уж он, конечно, знает нас досконально. Хороший у нас бригадир.
Называют они его так по старой привычке. А вот по объёму работы начальника производственного участка вон какая величина! Когда начинал работать, в бригаде было 1420 гектаров пашни, которую обрабатывали 27 механизаторов. Теперь на – 6000 гектаров, а механизаторов наоборот, почти в два раза меньше. В большом дефиците. Урбанизация разрушает село по всей России. СПК «Большевик», к сожалению, не исключение. Что тут «попишешь»…
Мне не раз приходилось слышать хорошие отзывы об Иване Михайловиче тех, кто с ним в поле, как говорится, с одной миски едят суп и борщ. А чтобы доставили их хлеборобам в поле по «расписанию», забота того же Коркина. На его плечах лежит вся ответственность за организацию полевых работ на участке, а точнее сказать, на всём земельном массиве СПК «Большевик». Других подразделений, отвечающих за обработку земли, в кооперативе нет.
Сентябрьским днём прошлого года мы с ним объезжали его «владения». Совпало, что именно тогда комбайнёры заканчивали обмолот подсолнечника, а первый комбайн вывели на уборку кукурузы на зерно. Сотни раз за лето Иван Михайлович ездил по полевым плюхинским дорогам, радовался посевам. Но в этот раз Коркин «закипел». И вот почему. В былое время вслед за комбайнами, убирающими подсолнечник и кукурузу на зерно, на подбор корзинок подсолнечника и початков выходили практически все селяне. Теперь же на данных полях совершенно другая обстановка. Машины значительно усовершенствованные, механизаторы водят их строго по рядкам, не устраивают гонки. Отсюда и потери урожая свелись до минимума. Вот и решил минувшей ночью «добродетель» повысить их планку: проехал на грузовике по кукурузной плантации, придавив растения с увесистыми початками к земле, обеспечив работу после ухода комбайна.
— С такими негодяями мы боремся, – говорил Иван Коркин. – В ночное время дежурят руководители и специалисты. Они же за нами «дежурят». Трудно находить согласие, как и поймать расхитителей.
Через 10–15 минут звонит сотовый телефон. На этот раз Ивана Михайловича беспокоил Михаил Фигурный, ведущий сев озимой пшеницы. На сеялке «Пронто» вышел из строя высевающий сошник. Требовалась сварка. Коркин связался со сварщиком Николаем Белозерских, который на передвижке быстро прибыл на поле и к нашему приезду успел «пройтись» электродом.
Под постоянным контролем начальника участка животноводческая ферма. Вовремя необходимо завезти в сараи сочные и грубые корма, обеспечить работу кормолинии, вывезти органические удобрения, очистить территории и подъездные дороги от снега. Да мало чего требуется на фермах!
Меньше всего Ивана Коркина беспокоят технологические операции при выращивании урожая. За ними скрупулёзно следят агрономы. И всё же и здесь они, как говорится, ни шагу от Коркина и его команды единомышленников. Необходимо своевременно поставить исправную технику, подвезти семена и минеральные удобрения, выделить необходимое количество обслуживающего персонала. Во всём нужен хозяйский глаз начальника производственного участка. Круглый год.
…Как и всегда, домой с работы уже в сумерках возвратился Иван Михайлович. На встречу ему бросились внучки Лиза и Аня, приехавшие из Белгорода, радостно залепетали:
— Дедуля, а мы уже с мамой и бабушкой Валей ужин приготовили. Твои любимые пельмени и жаркое поставили на стол. Мой руки и садись за него.
И от такой заботы о себе со стороны внучек вдвойне стало радостно на душе Ивана Михайловича. По обе стороны от него уселись Аня и Лиза.
А на землю совсем сумерки наползли. Округа притихла. Ушёл день, но на смену ему уже торопится новый. Новые дела, новые заботы. И будет их не меньше, чем сегодня.