Методист по работе с детьми Красногвардейской центральной детской библиотеки Любовь Еламкова стала лауреатом премии губернатора Белгородской области «Призвание». О чём уже сообщалось в газете «Знамя труда». Наш корреспондент встретился с Любовью Митрофановной и попросил поделиться впечатлениями о данном событии, рассказать о работе, увлечениях.
— Любовь Митрофановна, коллектив редакции присоединяется к поздравлениям с большим достижением. Какие вы чувства испытывали во время церемонии награждения?
— Конечно же, присутствовало большое волнение, благодарность всем, кто был со мной на пути к этой награде – коллективу центральной детской библиотеки, и большая ответственность за дальнейшие результаты работы.
—Как долог был путь к такой высокой оценке вашего труда?
— После окончания Белгородского культурно-просветительского училища в 1972 году начала свою трудовую деятельность в школьной библиотеке Казацкой восьмилетней школы, где учителем немецкого языка работал мой муж Александр Дмитриевич. С большим уважением и благодарностью вспоминаю дружный педагогический коллектив образовательного учреждения, моих первых наставников: Зинаиду Чернякову и уже ушедших из жизни Галину Кондратьеву, Павла Максимова.
В 1977 году мы переехали на постоянное место жительства тогда ещё в посёлок Красногвардейское. И вот с того времени я работаю в центральной детской библиотеке.
— С чем был связан выбор профессии библиотекаря?
— В детстве я очень любила читать и была уверена – буду работать в библиотеке, перечитаю все книги. Очень часто посещала детскую и школьную библиотеки, так нравилось бывать там и не уходить из этого волшебного, сказочного книжного мира. И всегда была мечта: находиться в этой атмосфере, духовной, интересной, впечатляющей. Я родилась в Международный день детской книги. Наверное, это судьба…
— Существует специфика работы специалиста детской библиотеки?
— Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени отличается от обслуживания взрослых. В его основе лежит знание и принятие во внимание возрастных психологических и социально-демографических отличий и индивидуальных особенностей развития детей и подростков. Дети нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития.
Специалист, работающий с детьми, должен хорошо представлять задачи по развитию читательской компетентности, уметь подобрать для их воплощения соответствующие пути. Действовать на перспективу, ведь детство – это особая, точнее сказать, основная стадия развития человека.
В этой должности может работать лишь творческий человек. Но библиотекарь — профессия не только творческая. Она требует немалых знаний в разных областях науки и культуры, литературы и искусства.
Сегодня, в период стремительно меняющихся требований общества к библиотечному делу, необходимо постоянно совершенствовать, повышать свое мастерство, раскрывать и развивать свои таланты и возможности. Библиотекарь – не просто хранитель книг. Он должен обладать искусством общения и перевоплощения, незаурядной выдумкой и высоким профессионализмом, продумывать и внедрять новые идеи.
— Какие инициативы по обслуживанию детей удалось реализовать?
— Деятельность центральной детской библиотеки обширна и многообразна. Её коллективом накоплен большой опыт работы с юными читателями. Наряду с традиционными формами, внедряются новые, современные методики, благодаря которым формируется интерес к книге.
Центральной детской библиотеке одной из первых был присуждён грант губернатора Белгородской области для реализации проекта «Библиотечный экспресс: Читательская улыбка лета» на базе населённых пунктов Красногвардейского района.
За время реализации проекта «Создание библиотечного дворика «Читающий бульвар детства» удалось создать привлекательное книжное пространство для детей под открытым небом. Коллективу центральной детской библиотеки неоднократно выражалась благодарность на уровне области за активную позицию в приобщении детей к миру книжной культуры, формировании и удовлетворении информационных и образовательных потребностей читателей-детей.
Радуют успехи наших юных читателей, которые активно участвуют и становятся лауреатами Международных, всероссийских, региональных и областных конкурсов.
Сегодня в нашей библиотеке есть все условия для развития интеллектуальной, гармоничной и всесторонне развитой личности ребёнка. И, как бы ни менялись времена, библиотека всегда будет востребована.
— Как бы вы коротко охарактеризовали избранную профессию и насколько изменились функции и задачи библиотекаря за последние годы?
— Если кто‑то думает, что в библиотеке можно затеряться среди книжных стеллажей и отсидеться в тиши, то этот человек глубоко заблуждается. Возможно, у некоторых слово «библиотекарь» и вызывает скептическую улыбку, то это лишь от незнания нашей современной профессии. Современный библиотекарь – это прежде всего профессионал в своей специализации, коммуникабельный, умеющий работать в команде и реализовывать проекты, полезные для читателей и общества в целом.
Профессия библиотекарь подразумевает в себе сочетание таких качеств, как креативность, творческое мышление, полёт фантазии и, несомненно, любовь к книге. Функции и задачи библиотечной работы с детьми постоянно меняются. И требования к профессии детского библиотекаря в настоящее время чрезвычайно возросли. Среди многих качеств, которыми должен обладать библиотекарь, есть очень важное и необходимое именно для этой профессии — восприимчивость к переменам и новшествам, стремление к постоянному расширению кругозора, обновлению знаний.
Но я – методист, а это не просто библиотечный специалист, это постоянное самообразование и постоянный поиск нового интересного опыта, генерация собственных идей и претворение их в практику, умение зажечь идеей и не бояться ответственности.
— К вам никогда не приходило чувство разочарования по поводу выбранного дела?
— Я благодарна судьбе за то, что библиотека стала делом моей жизни. Я видела, как она рождалась, вижу, как она растёт и развивается. Каждый рабочий день для меня – это новые открытия и новые знания.
— Что, на ваш взгляд, следует предпринять для того, чтобы отвлечь молодое поколение от своевременных электронных средств информации и поддержать интерес к книге?
— Да, сегодня многие променяли чтение книг на компьютер, Интернет. И мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит и влиять на него мы не можем. Прежде всего быть на одной волне с читателями.
Можно уверенно заявить: современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот, помогают привлечь ребёнка к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе библиотеки.
Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями вывели нашу библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень. Но миссия библиотек, обслуживающих детей, – привлечение юного поколения к чтению при этом не изменилась. Она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.
На самом деле, электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать эти два варианта. Ведь благодаря электронной культуре расширяются рамки доступа к любой литературе, значительно увеличивается читательская аудитория, раскрываются новые перспективы для всестороннего развития личности.
Применение новых информационных технологий в библиотеках сейчас как никогда очень актуально, особенно при работе с детской, подростковой аудиторией, поскольку время требует своевременное получение нужной информации. Использование новых технологий помогает не только привлечь детей к книге, но взглянуть на проблему чтения с новой, выгодной для нас стороны.
Новое время позволило применять новые формы работы: видео-часы, медиа-путешествия, медиа-калейдоскопы, электронные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень и привлекли детей и подростков к чтению.
— Ваш любимый писатель или поэт?
— Я всегда любила читать. Люблю читать и перечитывать золотые страницы классики: Александра Пушкина, Ивана Тургенева, Льва Толстого. Открываю в них с каждым разом все новую и новую глубину.
Как детский библиотекарь я должна знать, что читают современные дети и подростки, потому с удовольствием читаю книги современных авторов Олега Роя, Дины Сабитовой, Кати Матюшкиной, Анастасии Орловой.
— Какие телепередачи по душе?
— Популярная телевизионная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «КВН», «Голос. Дети».
— Чем предпочитаете заняться в свободное время?
— Конечно же, чтением книг.
— У вас были учителя по жизни?
— Лучшим учителем является — сама жизнь. Все мы учимся друг у друга ежедневно, порой и сами того не замечая.
Мне повезло встретить не одного библиотекаря с большой буквы, а очень многих, которые были моими учителями-наставниками. Это Прасковья Евдокимовна Занорина, Фаина Романовна Горяинова, Нина Лукьяновна Фурсина.
— А вы помогли кому‑то состояться в профессии?
— За долгие годы своего труда много сменилось специалистов в сельских библиотеках. Приходят молодые без опыта, и мы начинаем вместе осваивать профессию библиотекаря с азов. Но проходит время и приходят первые значимые успехи в их работе, в итоге они становятся профессионалами своего дела. Всегда приятно передавать любимое дело в надёжные руки.
— Повод для хорошего настроения?
— Встреча нового дня.
— Что, по‑вашему, необходимо человеку, чтобы чувствовать себя счастливым?
—Здоровье и благополучие родных.