В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в стране образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. Мы пообщались с директором Бирюченской средней общеобразовательной школы Еленой Коцаревой о том, как организована работа в новых условиях.
— Елена Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как вы готовились к переходу на систему дистанционного образования школьников?
— Прежде отмечу, что ранее как такового дистанционного обучения не практиковалось, разве что с теми, кто болел и не мог должным образом подготовиться к контрольным и экзаменам. Инициативу проявляли сами учителя. Большей частью это было заочное обучение. А при продолжительной болезни ученик получал домашнее образование.
В течение недели, предшествующей началу дистанционного обучения, группой завучей, коллег разрабатывали различные варианты моделей, чтобы понять: как мы будем работать. Руководствовались методическими рекомендациями Министерства просвещения, департамента образования, рассматривали электронные платформы, на которых можно было бы работать учителям. Затем провели ряд вебинаров, предоставленных и разработанных Белгородским институтом развития образования, где учителей в срочном потоке в режиме видеоконференций обучали работе дистанционно.Каждый педагог, руководствуясь законом «Об образовании», имея возможность выбора по его желанию электронной платформы, начал работу. Не всё сразу получалось. В первую неделю были и проблемы, ошибки, трудности. Но сейчас это практически позади. Самое главное – заинтересовать детей вместе с родителями, чтобы они занимались дома, чтобы были вовлечены в учебно-воспитательную работу. Вся информация доступна на официальном сайте школы в новостных разделах. Плюс ко всему, нам очень сильно помогают социальные сети в работе с родителями. Есть неофициальные группы в «ВКонтакте», есть группа Бирюченской средней школы, в которой, как показала практика, оперативно доносится вся информация, даются ссылки на рекомендации Минпросвещения, Роспортребнадзора, департамента образования. Там же ведётся творческая, воспитательная работа. Дети могут показать свои работы всей общественности.
— Задействован весь педагогический состав?
— Да, учителя работают дистанционно из дома, потому как того требуют рекомендации Роспотребнадзора.
— На «дистанционке» учащиеся школы получают знания в полном объёме?
— Мы стараемся выполнить учебную программу. Расписание сохранено. Изменилась лишь продолжительность урока: с 45 до 30 минут. Большой труд лёг на плечи родителей, потому что нужно соблюсти весь режим школьника, который им предоставлен, и проконтролировать ребёнка. День начинается с зарядки, которая была в школе; всем разосланы рекомендации, касающиеся того, в какое время необходимо завтракать, обедать, проветривать помещение, проводить гимнастику для глаз.
— Елена Анатольевна, как проводятся занятия и что такое «Виртуальная школа»?
— «Виртуальная школа» – это электронный журнал. Там родители и учащиеся могут увидеть задание и оценку, прикрепить домашнюю работу. Но данный сервис не позволяет провести урок. Педагог может только прикрепить технологическую карту урока – своеобразную инструкцию для ребёнка и родителя о том, как и где получить знания, в какое время выйти на связь с учителем, на какую электронно-образовательную платформу войти. Не всегда урок проходит с использованием компьютера. Например, русский язык и математика, где перед глазами ученика лежит учебник. В таком случае учитель может руководствоваться заданиями этого учебника. Чтобы объяснить новую тему, проводится либо видеоконференция с учащимися, либо записывается видеоролик. Многие из педагогов уже научились это делать, в особенности учителя начальной школы. В ролике они дают рекомендации родителям и детям, что нужно выучить выполнить, смастерить.
Что касается обратной связи. Дети прикрепляют свои ответы в «Виртуальной школе». Объёмные работы учитель может получить и на свою почту. Если такой возможности нет, то задания и ответы поступают на вахту школы. Нужно понимать, что не у всех имеется доступ к сети Интернет, кто‑то может испытывать технические трудности. Мы учли все эти моменты. В итоге общение между учителем и учеником происходит через электронную почту, социальные мессенджеры, мобильную и телефонную связь.
— Как организована работа внутри образовательного учреждения? Кто и как поддерживает его жизнедеятельность?
— Составлен график, по которому технический персонал выходит на работу, обрабатывает (дезинфицирует) помещения, в которых в данный момент находятся люди.Мы всё равно принимаем почту, решения, издаём приказы. Поэтому, в любом случае, канцелярия, бухгалтерия должны работать. Однако, соблюдаются все меры предосторожности: люди находятся в требуемом расстоянии друг от друга – 1,5 м, используют средства индивидуальной защиты, имеются источники обеззараживания. Приходя на работу, как бы страшно это ни звучало, не общаются, не соприкасаются. В столовой шла работа по выдаче сухих пайков многодетным семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья.
— Утратилась ли творческая работа с обучающимися в условиях дистанционного обучения или вам удалось её сохранить?
— Воспитательная работа началась ещё в период каникул. Чтобы удержать детей дома, мы разнообразили их дни, каждый из которых был тематическим. Были индивидуальные задания, работали вместе с учителями удалённо. Департамент образования запросил у нас один видеоролик о том, как ребёнок учится – «Не волнуйся, страна, я учусь». Учителя принимают активное участие в творческих мероприятиях. Активность видна.
И сейчас мы ведём воспитательскую, творческую, внеурочную деятельность, потому как она должна сохраняться в полном объёме. Мы увидели новые положительные стороны детей и родителей: они умеют рисовать, вышивать, кроить, монтировать видеоролики.
И сейчас продолжаем проводить множество конкурсов. Одни из последних – «Лучшее пасхальное яйцо», «День космонавтики». Работы получились креативными!
На днях пришла хорошая новость: школьный ансамбль «Ровесницы» стал дипломантом второй степени в вокальном конкурсе «Я люблю тебя, Россия». Он проходил в видеорежиме.
Что хочу добавить: да, мы впервые столкнулись с такой ситуацией. Но, думаю, должны справиться, хотя порой это очень трудно. Но наша помощь – родители и дети. Творческие, талантливые, активные. Наша опора – педагогический состав, на плечи которого легли новые заботы и увеличение времени на контроль и проверку, на связь с родителями и детьми. Все вместе эти трудности мы и должны преодолеть.