Памятным для Николая Александровича Марковского выдался 1981 год. В то время он возглавлял первую комплексную бригаду колхоза имени Ильича. Коллектив под его руководством собрал по 400 центнеров сахарной свеклы с каждого гектара – по сути, рекордный урожай по тому времени. Неплохая отдача с каждого гектара была достигнута и по другим культурам. В результате руководитель бригады по итогам года стал лауреатом Государственной премии СССР.
Родился Николай Александрович в прекрасном селе Весёлое. Прекрасном во всех отношениях. Что само село, что проживающие в нем люди. Добрые, трудолюбивые. Не исключением была и семья Марковского. Я прекрасно знал его отца, Александра Петровича. Удивительный был человек. Продолжительное время возглавлял в колхозе кирпичное производство. И так уж получилось, что после школы мне именно там пришлось начинать свою трудовую жизнь. Было это очень давно, несколько десятилетий назад. Производство было трудное, очень трудное. Работали на нем взрослые, крепкие, мускулистые мужики. И вдруг им в напарники пожаловал желторотый юнец, только что окончивший семь классов. И все же я не спасовал перед трудностями, выдержал их с честью. И это во многом благодаря Александру Петровичу Марковскому, который во всем поддерживал меня, умел сохранить в коллективе добрый, дружеский настрой, нацелить его на выполнение поставленных задач.
Такой же внимательной, отзывчивой на доброту была и мама Николая Александровича, Марфа Ефимовна. Простая сельская труженица. И нет ничего удивительного в том, что в этой семье вырос такой сын. Трудолюбивый, целеустремленный, умеющий найти подход к любому человеку. А не абстрактному, а конкретно к тому или иному. Умел поддержать в трудную минуту, настроить на положительный лад. А это очень важно в любом коллективе.
Окончены семь классов. А что дальше?
— Конечно, я понимаю, сынок, — завел разговор на эту тему отец. – Надо бы тебе учиться дальше. Заканчивать десять классов, двигаться дальше в институт. Но тут вот какая закавыка, — замялся Александр Петрович. – Время очень тяжелое, надо идти работать.
Да, время было не из лучших. Страна еще не залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. Всюду требовались рабочие руки. И вот такие юнцы, как Марковской, покоряли не науки в высших учебных заведениях, а шли на заводы, фабрики, стройки, в колхозы.
Многотрудными оказались первые шаги в трудовую профессию. Даже сейчас, по прошествии многих лет, Николай Александрович вспоминает об этом с болью. Сначала пас коров, пока не выпал снег. Потом его направили на ферму грузить в тележки навоз. Они подкатывают одна за другой, а он кидает, кидает. До изнеможения. После такой работенки ночью ныли руки, болела спина. Навоз закончился, послали грузить в арбы солому из скирд. Дело было зимой. Залитый осенними дождями скирд чуть ли не насквозь промерз. Пока выдерешь клок сломы – сто потов сойдет! Тяжело? Очень. Но он жаловаться не привык. Кому в то время было легко? Все вкалывали до седьмого пота.
Затем Марковской сменил свое амплуа грузчика, пошел прицепщиком на ДТ-54 к трактористу Ивану Бровченко. Сказать, что там было легче, это бы оказалось неправдой. До тракторного отряда было с добрый десяток километров. И эти километры надо было преодолеть пешочком. Туда и обратно. Но на этом работа не заканчивалась. Это было только начало. Надо было провести уход плуга. Очистить от грязи, пыли, промазать трущиеся детали. А потом они с Бровченко приступали к основному занятию – подъему зяби. Пахали, что называется, сутками. До морозов. Бывало, придут в тракторный отряд, а плуг покрыт инеем. Вот и садишься на плуг в «железное кресло». А куда деваться. Работа такая.
Как‑то встретил друзей-однокашников. Те и говорят, мол, что ты ходишь в прицепщиках? Поедем с нами в город Красный Луч, поступим в тамошнее горно-промышленное училище. Получим настоящие профессии, вольемся в славную когорту шахтеров.
Но для того, чтобы покинуть село, нужна была справка из колхоза. Отправился Марковской за таковой к председателю колхоза Якову Тимофеевичу Кирилихину. А тот и говорит:
— Зачем же ехать искать счастье на стороне? Отправляйся лучше в Алексеевку учиться на механизатора. У нас открываются такие перспективы, как раз к окончанию твоей учебы получим новую технику.
И Николай отправился по указанному адресу. А после окончания училища снова зашел к Кирилихину. Яков Тимофеевич посмотрел удостоверение вновь испеченного механизатора, поблагодарил, что последовал его совету, и направил в тракторную бригаду, которую в то время возглавлял Сергей Антонович Котов.
— На каком тракторе желаешь работать? – поинтересовался тот.
— На колесном, — ответил Марковской.
— Таковых свободных нет, — сказал Котов. – Придется поначалу потрудиться на КДП-35. – Увидев, как помрачнело лицо вчерашнего курсанта, пояснил: — Ты не волнуйся. Машина хорошая и дел для нее всегда хватает. Подготовка почвы, уход за посевами, буксировка прицепных комбайнов.
И Марковской сеял сахарную свеклу, вел за ней уход. А потом с напарником Василием Полупановым приступили к уборке. И показали отличный результат. На комбайне СКЭМ-3 выкопали корни на 90 гектарах. Это был второй результат по колхозу!
На подведение итогов работы за истекший год в клуб первой бригады набилось полно народу. Идет награждение отличившихся. На сцену поднимаются знатные хлеборобы. Им за самоотверженный труд на колхозной ниве и в животноводстве вручают Почетные грамоты, подарки. Зал рукоплещет. И вдруг называется имя Николая Марковского. Он сразу даже не понял, что речь идет о нем, молодом механизаторе. Наконец, пришел в себя, направился к сцене. А сидящие в зале дружно аплодируют, раздаются одобрительные возгласы.
— Я даже сейчас до мельчайших подробностей помню те волнительные минуты, — говорит Николай Александрович. – Такая гордость переполняла сердце, что трудно передать. Ради таких минут стоило трудиться, не жалея сил, недосыпать ночами.
А тут подошло время призыва в армию. Но в военкомате решили сначала направить Марковского на курсы водителей.
— Это хорошо, — сказал отец. – Специальность водителя всегда сгодится, и не только в армии, но и на гражданке, у нас в колхозе.
Такого же мнения придерживался и сын. Несколько месяцев в Алексеевском ДОСААФ постигал азы водительского мастерства, а в августе 1962 года был призван в армию. Три года и три месяца водил там автомобиль. Нес службу так же, как и работал в колхозе. Добросовестно выполнял приказы командования, за что имел немало поощрений. Когда заканчивался срок службы, от одного из заводов Нижнего Тагила он, как и многие другие увольняющиеся в запас, получил приглашение на работу в этот город. Агитаторы обещали большие перспективы. Многие отправились туда. Однако Марковской решил все‑таки ехать домой. Там его ждали колхозные поля, родители, ждала девушка Нина Простенко, одноклассница, с которой дружил еще до армии, чуть ли не со школьной скамьи.
Возвратившись домой, Марковской первым делом объявил, что он хочет жениться. На Нине Простенко, которая ждала его все эти долгие три года с хвостиком. К слову, она тоже получила неплохое экономическое образование, занимала в колхозе соответствующие должности, проявила себя с самой лучшей стороны.
Покончив со всеми этими делами, он хотел уже идти в тракторный отряд. Но тут повстречался ему Николай Толстенко, с которым несли службу в Германии и вместе демобилизовались.
— Нет, лучше давай пойдем к Василинину в гараж, — предложил тот. – Будем шоферить. И заработок не хуже, и работа почище.
Иван Федотович встретил хорошо. Еще бы! Два молодых парня пополнили его автопарк. Да еще каких! Вчерашних воинов, привыкших к порядку, дисциплине.
Поначалу Марковскому доверили видавший виды ЗИЛ-150. Понаблюдал Василинин, как с такой техникой справляется молодой водитель, и отправил его на станцию Бирюч за комбикормом для свиней. А через месяц по велению Кирилихина Марковской поехал получать новенький автомобиль ГАЗ-51 с емкостью для аммиачной воды. Возил на нем жидкие удобрения, горючее в поле прямо к агрегатам. Поступил на заочное отделение в Новооскольский техникум механизации сельского хозяйства. Успешно совмещал учебу в нем с работой. Видя такое старание, в правлении решили назначить его на должность инженера по технике безопасности, а через год – механиком во вторую и третью тракторные бригады, а через какое‑то время – в первую, где он начинал прицепщиком, а потом трактористом. А затем доверили возглавить ее. Разумеется, в правлении колхоза не ошиблись. Николай Александрович буквально доходил до каждой мелочи, не стеснялся, закатав рукава, помочь механизаторам в ремонте техники. Правильно, грамотно расставлял кадры. Как правило, коллектив первой бригады, извините за тавтологию, первым справлялся с любыми полевыми работами, будь то сев, уход за посевами или уборка. В правлении по достоинству оценили организаторские способности бригадира тракторной и поставили его во главе комплексной бригады. Забот прибавилось. Нужно было теперь заниматься помимо полеводства, животноводством. А проблем там тоже хватало.
Особенно много времени и сил занимала сахарная свекла. Коллектив бригады взял на себя обязательство выполнить пятилетку по реализации данной культуры за три года. А Марковской и труженики его бригады слов на ветер не бросали. Да и ее возделыванием занимались одни из лучших механизаторов колхоза – Иван Михайлович Загриценко и Пётр Константинович Толстенко.
Опираясь на передовой опыт, механизаторы внесли под сахарную свеклу органические удобрения, хотя до этого заделывали их в почву только под предшественник. В бригаде впервые при уходе за посевами была использована новейшая по тому времени технология – букетирование всходов, то есть, проще говоря, обработка в двух направлениях, что позволило до максимума сократить ручной труд свекловичниц, ускорить проведение этой одной из важнейших операций.
И результат превзошел все ожидания. С каждого гектара посевов сахарной свеклы было получено около 400 центнеров корней. Справились они и со своими обязательствами, выполнив по их продаже пятилетний план за три года.
Имя бригадира первой комплексной бригады прогремело на всю страну. Со всех концов потянулись люди за изучением его опыта. Об успехах коллектива и, разумеется, его руководителя, писали областные и центральные газеты. А затем колхоз всколыхнула новость: Н. А. Марковской стал лауреатом Государственной премии СССР. Хотя и до этого он удостаивался многих почестей. Был награжден орденом Трудовой Славы третьей степени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина», золотой и серебряной медалями ВДНХ. Что касается почетных грамот, благодарностей, то их не сосчитать.
Получать Государственную премию Николая Александровича позвали в Москву, в Свердловский зал Кремля. Роскошное убранство, в зале – видные люди, ученые, писатели, которых он видел разве что по центральному телевидению. И он – руководитель комплексной бригады, вчерашний механизатор. Но зато какой! Получивший богатый урожай зерновых, отправивший на перерабатывающие предприятия сотни тонн сахарной свеклы!
Вручал её учёный, секретарь Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР профессор Н. С. Аржаников. Крепко пожал руку, поблагодарил за самоотверженный труд на благо Родины.
После возвращения из столицы Николай Александрович задумался над тем, что хорошо работать – мало, надо повышать знания. Это, по существу, была его давняя мечта. В юности не довелось, так хоть теперь нужно наверстывать упущенное. Он поступает на заочное отделение в Воронежский сельскохозяйственный институт по специальности экономист-организатор. В правлении колхоза тоже посчитали, что такому руководителю можно доверить более серьезное дело. Яков Тимофеевич пригласил к себе и предложил должность заместителя председателя колхоза. Эти обязанности Марковской исполнял шестнадцать лет.
Еще будучи заместителем председателя колхоза, ему было предложено возглавить свиноводческую отрасль. Дела там шли – хуже некуда. Рабочие месяцами не получали заработную плату. Естественно, на низком уровне была дисциплина, процветало воровство. Свиноводческие помещения шли с молотка. Некоторые уже успели разобрать.
Принять такое хозяйство решился бы далеко не каждый. И все же Николай Александрович пошел на этот риск.
Ко всему прочему нечем стало кормить поголовье свиней. Дошли, так сказать, до ручки. Нашелся спонсор, предложил свои условия. Разумеется, не лучшие. Да и кто же согласиться оказывать помощь в ущерб своему карману?
С чего начинать? Естественно, с наведения порядка на предприятии, строжайшей дисциплины на всех уровнях.
Николай Александрович собрал коллектив, вкратце обрисовал обстановку, сложившуюся на предприятии, далеко не радужную, заметил, что так относиться к работе нельзя, только общими усилиями можно выйти из прорыва. С ним согласились многие. А с несогласными, привыкшими работать кое‑как, не дружившими с дисциплиной, пришлось расстаться.
Начали гадать, как назвать предприятие? Решили, что лучше всего подойдет «Возрождение». Оно вселяло надежду, что все еще образуется. Люди поверили своему руководителю. Все прекрасно знали Марковского, знали, что если он взялся за дело, то не остановится на полпути, добьется нужного результата. И они не ошиблись. Дела в ООО «Возрождение» пошли на лад. Увеличились поголовье свиней, привесы. Сократились производственные затраты. Люди стали получать стабильную зарплату.
Серьезное внимание Николай Александрович уделил развитию производственной инфраструктуры предприятия. Был смонтирован и введен в эксплуатацию комбикормовый цех, проведена реконструкция свиноводческих помещений, некоторые из них были переоборудованы под зернохранилище, построены санитарные пропуска на каждой ферме, обогреваемые дезинфекционные барьеры, работающие круглогодично, к каждой свиноферме проложены асфальтированные подъездные дороги. И все это было сделано в кратчайшие сроки.
На предприятии были внедрены новые инновационные технологии. Все хозяйственные подразделения переведены на внутрихозяйственные экономические отношения.
В результате проведенных мероприятий рентабельность производства за три года выросла с 1,6 процента до 40. Увеличилось поголовье свиней. Сейчас ООО «Возрождение» ежегодно производит мяса свинины до двух тысяч пятисот тонн.
Деятельность генерального директора предприятия не ограничивается чисто производственными делами. Оказывается существенная помощь общеобразовательным школам, не остаются без внимания вопросы социальной защиты пенсионеров, ветеранов войны и труда.
Да, может и рановато их подводить. У Николая Александровича еще планов – непочатый край. Хотя и возраста достиг вполне солидного. Недавно отметил 75-летний юбилей. За плечами большая жизнь. Были и трудности, и слава, и заметные достижения на различных участках производства. Но главное свое достижение, считает он, это уважение возглавляемого им коллектива, односельчан. Его труд, помимо прочих наград, был отмечен медалями второй и первой степени «За заслуги перед землей Белгородской», он удостоен приза имени Героя Социалистического Труда Я. Т. Кирилихина, человека, под руководством которого Николай Александрович проработал много лет.
В адрес Николая Александровича в связи с юбилеем поступило немало поздравлений – от тружеников возглавляемого им коллектива, коллег, руководства района и области, односельчан, детей и внуков. Присоединяемся и мы к этим поздравлениям. Желаем юбиляру крепкого здоровья, исполнения всех планов и замыслов, новых производственных побед!