Первая запись в трудовой книжке Виктора Самострелова: «Ветеринарный фельдшер колхоза «Заветы Ильича» Ровеньского района Белгородской области. И дата – март 1986 года. С тех пор, как окончил Красногвардейский сельскохозяйственный техникум, так и лечит животных.
«37 лет говорите – не совсем так, – уточняет Виктор Михайлович. – Был девятилетний перерыв. Два года служил в Военно-космических войсках в Забайкалье. Сибирь закалила мне характер. Семь лет трудился в монтажном предприятии «Красногвардейское». «Извилина» произошла в трудовой биографии».
В «Заветах Ильича» выпускнику техникума пришлось поработать всего два месяца. Родина позвала в армейский строй на два года. Гимнастёрка уволенного солдата блистала различными военными и спортивными значками. Сказывалось спортивное детство, проведённое в селе Садки. Слыл хорошим футболистом, легкоатлетом. Таким был и в роте. Защищал её честь. Спортсменов любят и уважают в армии.
Не обделены вниманием и передовики трудового фронта, в их числе и Виктор Самострелов.
Зрительный зал Центра культурного развития «Юбилейный» города Бирюч, который в этот раз принимал передовиков сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности района загудел аплодисментами при приглашении ведущими на сцену Виктора Михайловича Самострелова. Многие из присутствующих давно с ним знакомы.
Местный, проживает в Бирюче, работает ветеринарным врачом и техником-осеменатором крупного рогатого скота в крестьянско-фермерском хозяйстве Альвины Косиновой. Заместитель главы администрации Красногвардейского района Владимир Приходько вручил ему свидетельство лауреата конкурса имени Героя Социалистического Труда Якова Тимофеевича Кирилихина. Так высоко оценён его добросовестный труд. Мы разговорились о Самострелове с Альвиной Косиновой.
«Вежливый, отзывчивый, ответственный специалист», – сказала она о нём.
В этих словах почувствовался не только тёплый отзыв о личных заслугах Виктора Михайловича, но и уважение к профессии ветеринарного работника вообще. Признаться, подобную оценку встретишь не так часто. Нередко почему-то случается, что кое-где неблагополучие с сохранностью скота склонны видеть в недоработке ветспециалистов, забывая при этом о скудности рациона и не заботясь об укреплении кормовой базы.
Данные проблемы не обошли стороной и колхоз «Родина», которому Виктор Михайлович отдал три года по возвращении из армии. Старался из всех сил, не считался со временем, выхаживал животных как мог и чем мог. Но…
«Скотина же, как человек, только слова сказать не может,– говорил в нашей беседе Самострелов. – Ты привязан к ней душой и телом, ты ветеринар, ты лечишь. А в твоём распоряжении градусник, да хорошо, если есть пенициллин. Когда внимание обратили на ветеринарную службу? То-то и оно… Спрашивал же председатель в то время ой как!»
За падёж ветеринары отвечали рублём, ни что в учёт не бралось. Не выдержал Виктор Михайлович и уволился, а на следующий день пришёл на монтажное предприятие «Красногвардейское». Устанавливал различное оборудование и механизмы на предприятиях и в колхозах. Нередко и на фермах. Животные при этом ещё сильнее стали не выходить из головы.
И когда в Засосне на комплекс по откорму крупного рогатого скота вёлся приём специалистов, Виктор Самострелов руководству представился, но было поздно. Ветеринарная служба была уже укомплектована. Предложили должность слесаря. Не раздумывая согласился, надеялся на будущий рост по профессии. Определили в бригаду Альвины Косиновой, требовательной и принципиальной, познавшей уже все «прелести» животноводческой отрасли. От слесаря много зависело: бесперебойное водоснабжение, работа систем навозоудаления, мелкий ремонт различного оборудования. Но больше всего хлопот предоставляли конструкции металлических решёток стойл животных. 400-килограммовые быки частенько нарушали их и угождали в навоз.
Альвина Ивановна не могла нарадоваться Виктором, наблюдая, как лихо он устранял ту или иную неисправность. Его ставили в пример другим коллегам по коллективу. В «Тихой Сосне» кроме комплекса, были и мелкие молочно-товарные фермы, которые не по душе были старооскольским хозяевам. Им нравились комплексы, а не мелкота. Рядом с откормочником началось сооружение молочных корпусов. Дубовскую и Бирючковскую фермы решили отдать в аренду, но продолжительное время никто не решался стать их хозяином. Уже намеревались отправлять животных на мясокомбинат, спасти которых и решила Альвина Косинова. Её решение стать хозяйкой Дубовской МТФ поддержал тогдашний председатель Владимир Приходько и всячески способствовал в ускорении процесса оформления соответствующих документов.
Альвина Ивановна хорошо была осведомлена о положении на ней, которое настораживало её. Инвесторов ферма не интересовала. Стадо не обновлялось, обеспечением кормами не занимались, о зарплате никто и речи не хотел вести. И всё же Косинова рискнула, а риск, говорят, благородное дело. Третий десяток пошёл с того времени.
Все эти годы верным помощником является Виктор Самострелов, которого индивидуальный предприниматель приняла в свой коллектив в числе первых. Нравился он ей в работе. Хорошо разбирается в ветеринарии, хотя и работал слесарем, но часто приходилось советом помогать специалистам, был отзывчивым и настойчивым, требовательным, но справедливым. На этих качествах и сошлись.
«Мечтал так прожить свою жизнь, чтобы и себя не обидеть, и людям принести радость, – делился Виктор Михайлович. – Уже в детстве знал я: быть мне ветеринарным врачом».
И стал им. 21 год занимает эту должность в крестьянском (фермерском) хозяйстве Альвины Косиновой. Ни свет ему, ни заря ни по чём. Откуда только силы берутся. Право двужильный.
«Привычка – вторая натура, – отшучивался Самострелов. – Бурёнок-то лечить надо. А силы, что силы? По-видимому, их мне даёт земля белгородская, обильно политая потом и кровью. И в эти дни мы стараемся её защитить от украинской нечисти».
Виктор Михайлович промолчал, что он не только ветеринарный врач, но и техник-осеменатор крупного рогатого скота, и оператор механической дойки. Хитрая Альвина Ивановна: одним выстрелом, как говорится, двух зайцев убила одновременно. Но тут на одного больше. Ей приятно было сообщить, что в текущем году на ферме не допущено отхода скота, а оплодотворяемость коров составляет 97 процентов. Вот что значит мастерство Самострелова. Он и исцелитель, и консультант, и советчик для каждого, кто обращается к нему. Готов всегда выслушать и помочь близким и знакомым односельчанам, которые знают: отказа не будет.
Во всех делах на ферме Самострелов всегда заводила. Нужно, к примеру, внедрить какое-либо полезное новшество – Виктор Михайлович обдумает всё сам, заведёт разговор с коллегами. И он обычно куда действеннее, нежели прямое указание хозяйки. Одно дело слушать указания, другое – совет товарища по труду и вдобавок того, кого уважают в коллективе.
Авторитетом у коллег Самострелов пользуется большим. И есть за что. Он очень дорожит интересами животноводов фермы.
Хлопоты, хлопоты, бесконечные хлопоты. Но Самострелов уже не представляет свою жизнь без них, без проблем производства, которые нужно решать срочно и каждодневно, без коллег, с которыми его так тесно связывают общие интересы, трудности и радости.
Всё начинается с пяти часов утра, когда Виктор Михайлович «запускает» Ёлочку (доильную установку, прим. ред.). Дальше всё, как говорится, по режиму и расписанию.