Воспоминания о военном и послевоенном детстве, юности, работе, а также о людях, повлиявших на его судьбу, Александр Лесников подробно изложил в интервью корреспонденту газеты «Знамя труда». Февральское утро 1937-го года было умеренно холодным. Десятиградусный мороз слегка пощипывал щёки сторожа сельского магазина. Дед Кузьма Лесников тщательно вытряхнул все коробки из-под пряников, и, собрав полжмени крошек, завернул их в обрывок газеты. Положив свёрток в варежку, он ещё раз обошёл здание, убедился в целостности замков и поспешил домой.
Кузьма Митрофанович всегда ходил враскачку, а в этот раз он торопился, чтобы скорей доставить «завтрак» трёхмесячному внуку Саше, так как у его матери совсем пропало грудное молоко. Сноха Мария размочила пряничную пыль в тёплой воде и сладкой смесью накормила ребёнка.
В семье Кузьмы Лесникова было десять детей – семь сыновей и три дочери. Пятеро из них уже отделились со своими семьями, а Максим и Алексей с жёнами проживали в родительском доме. В стране был неимоверный голод. Маленького Сашу вместо пелёнок заворачивали в газету и шаль. Питание тоже было скудным: варёная свёкла, картошка, хлеб. Мария, жена Алексея, ощущала себя в этой большой семье чужой и с нетерпением ждала того счастливого дня, когда они с мужем обретут своё жильё.
По этой причине её супруг уехал на заработки и вернулся домой только через несколько месяцев. Заработанные деньги Алексей поделил поровну между родителями и супругой, но его мать настояла, чтобы он отдал ей всю сумму для покупки зимней плюшки дочери Варваре, ведь она уже была невестой на выданье. Мария вернула 100 рублей свекрови и, обидевшись, собрала в узел свои личные вещи и ушла с сыном жить к своей матери.
«Отец не пытался нас вернуть: он был самолюбивый, гордый и вскоре женился на другой женщине, уехал в город, забыв про нас. Мать работала в колхозе, каждый день брала меня с собой на луг. Привяжет мою ногу платком к телеге, чтобы я не уползал под лошадь, и целый день косит траву. Соседка тётя Олеся также поступала с дочкой Марией. Она нас обоих кормила грудным молоком, благодаря чему я выжил», – поделился Александр Лесников.
Оставшись вдовой, мать Марии приютила дочь и маленького внука Сашу, и они стали жить в семье Мирошниковых. В хозяйстве у них была корова, и кукурузная каша с молоком спасала семью от голода. Старший брат Марии, Николай Андреевич, по словам собеседника, заменил ему отца. Страшное, суровое время наступило для всего советского народа в 1941 году – началась Великая Отечественная война. Пятилетний Саша, герой моего очерка, не может забыть лето 1942 года, когда немцы пришли в его родное село Стрелецкое.
«В первый же день фашисты разобрали амбар, используя стройматериал для ремонта моста. Спустя несколько дней они привели русских пленных и поселили их в сельском клубе, где не было пола. Солдаты были истощённые, измученные физическим трудом, много было раненых. Женщины стали приносить им незамысловатую еду и воду, пытаясь спасти их от голодной смерти. Модяры, которые пришли вслед за немцами, позволяли местным жителям кормить пленных, а сами промышляли по людским сараям и подвалам, забирая последние запасы продовольствия. Они поселялись в домах, выгнав людей на улицу. Мы тоже оказались без крова. На самой окраине села Стрелецкого (сегодня улица Калинина), над речкой, стояла заброшенная изба. Немцы боялись вселяться в крайние хатёнки, и благодаря этому мы нашли себе укрытие. Каждый день мы с бабушкой и тётей, которая жила вместе с нами, носили пленным еду. Позже немцы переселили их в крытый камышом подвал, сооружённый возле церкви. Фашисты каждое утро выносили оттуда умерших от голода и холода военнопленных, оставляя их на виду, наверное, для устрашения. Местные жители придавали солдат земле. Сегодня на этом месте установлен памятный поклонный крест. В январе 1943 года со стороны села Подсереднее, где завершилась Острогожско-Россошанская операция с уничтожением последних немецких оккупантов, в наше село пришли русские солдаты и освободили нас. Через год в селе заработала семилетняя школа, и я пошёл в первый класс. Учеников было так много, что все классы разделили на „А“ и „Б“», – поделился Александр Алексеевич.
Радостная весть о победе застала героя моего повествования в школе. Он помнит, как все ликовали, обнимали друг друга, у многих на глазах были слёзы радости, а некоторые, чьи воины погибли на фронте, рыдали.
После войны колхоз начал восстанавливаться. В его правлении установили радиоузел, и в каждом доме повесили «тарелку». С утра около конторы собирался народ, чтобы послушать новости, песни.
Мария Андреевна снова трудоустроилась в коллективном хозяйстве. Её десятилетний сын Александр рос смышлёным, крепким парнем: он не курил, как другие мальчишки, не перечил матери, во всём помогал ей и в школе учился хорошо. Как он позже узнал, его отец Алексей Лесников получил на войне ранение и долгое время лечился в госпитале. После выздоровления его назначили на должность директора совхоза в городе Воскресенске, где он и остался жить, создал новую семью.
87-летний Александр Лесников признался, что не может забыть тот счастливый день, когда отец приехал в гости к родственникам и, встретив сына на улице, впервые заговорил с ним: «Хочешь поехать со мной в город Воскресенск?» – спросил он у 15-летнего подростка.
«Я очень обрадовался приглашению, потому что у меня на отца обиды не было. Первое, о чём я подумал, это об учёбе: он в силах был мне помочь и морально, и материально. Я рассказал ему о своих планах, что хочу уехать в Макеевку, поступить в ремесленное училище. Отец пообещал меня туда сопроводить. Девять месяцев я прожил у него в Воскресенске, ни разу не назвав его папой, не смог. Весной 1952 года я приехал домой, чтобы перед уездом побыть с родными. В это время в родительский дом вернулся дядя, Николай Мирошников, вместе с женой и маленьким сыном. Он, боевой офицер, был награждён Орденом Красного Знамени. После окончания войны его назначили директором госпиталя в одном из городов нашей страны. Жить большой семьёй дядя не захотел и купил нам с матерью хатёнку недалеко от их дома. В хатке не было ни стола, ни кровати, протекала крыша. Оставить мать одну в таких условиях я не смог, и мои планы насчёт учёбы рухнули», – вспоминал Александр Лесников.
16-летний Шурка (так стали называть его в селе) после семилетки устроился в родной колхоз разнорабочим, возил на волах лесоматериал со станции Бирюч. Когда в колхозе появился грузовой автомобиль «самосвал», несколько молодых парней отправили учиться на водителей в город Острогожск. Среди них был и Александр Лесников, но его оттуда вернули, как несовершеннолетнего.
В это время у юноши завязались романтические отношения с красивой местной девушкой Натальей Черных. В 1955 году Шурку призвали в Армию. Он попал служить на Черноморский флот в славный город Севастополь. Из четырёх лет службы Лесников девять месяцев учился в отряде на машиниста-турбиниста, и, получив удостоверение с отличием, был распределён на корабль первого ранга, который назывался «Крейсер Дзержинский».
«После зимних месяцев пребывания в открытом море наш крейсер вернулся в Севастополь. Корабль стал в бухте на якорь для размагничивания. На приморском бульваре играла музыка, благоухала зелень. Безудержное желание прикоснуться к земле, сорвать цветущую веточку сирени и вдохнуть её сладостный аромат не давало мне покоя. За несколько месяцев плавания я успевал соскучиться по всему земному. Недалеко от берега шла стройка – возводили дома для офицеров. Сходить с корабля нам не разрешали, и вдруг кто-то спросил: „Кто желает поработать на берегу, носить кирпич на стройке?“ Три часа мы с товарищем в поте лица таскали кирпич, чтобы несколько минут погулять по цветущему парку и потанцевать с девчонками», – поделился собеседник.
Во время службы на корабле Лесников прошёл кандидатский стаж, был награждён значком «Отличник боевой и политической подготовки», дважды поощрялся отпуском. Демобилизовавшись, он вернулся в родной колхоз, где ему предложили должность комсорга.
Вечером, после проведения комсомольского собрания в селе Малобыково, Александр поспешил в Стрелецкий клуб, чтобы увидеться со своей невестой. Наталья с подружками находилась в очаге культуры, но когда Александр решил её проводить домой, он заметил, что среди знакомых девушек её нет.
«Не дождёшься ты сегодня свою Наталью, к ней Васька Литовкин сватов заслал», – сказал один из его товарищей.
Чтобы убедиться, Александр побежал к дому Натальи. В окно ему было видно родителей Натальи, деда Федота и дядек Василия, которые, действительно, «пропивали» его невесту. Крепко сжав кулаки, молодой человек отправился домой. Мать, услышав ошеломляющую новость, посоветовала ему бороться за свою любовь. Утром следующего дня по пути на планёрку Александр встретил Наталью и сказал ей, что ровно в 12 ночи он украдёт её раз и навсегда. И своё смелое обещание мужчина сдержал.
В должности комсорга Александр Алексеевич проработал два года. После он был принят в партию и переведён на должность заведующего колхозной сепараторной, здесь он трудился девять лет. Параллельно Лесников заочно учился в Красногвардейском совхозе-техникуме на зоотехника. Весной 1969 года авторитетного и ответственного Александра Лесникова переводят с должности зоотехника, где он практиковал полгода, в помощники бригадира первой комплексной бригады, а в 1971 году новый председатель колхоза Яков Лопатин назначил его бригадиром комплексной бригады №1 в селе Стрелецкое.
«31 января 1971 года я сдавал экзамены в техникуме, и вдруг мне передают записку от Якова Григорьевича, где было написано его рукой, чтобы я срочно принял комплексную бригаду № 1. Её площадь составляла 1700 га. Первого февраля 1971 года я уже раздавал наряды работникам, среди которых было 190 свекловичниц (из них 70 женщин из села Малоалексеевка), около тридцати механизаторов, а также под мою ответственность входили доярки, сторожа, водовозы, скотники, кузнецы, слесари, учётчики, повара. В помощники себе я пригласил Петра Егоровича Черных – принципиального, авторитетного человека. Он работал заведующим мастерской, хорошо разбирался в технике. В мои обязанности входили: контроль за выполнением работниками утверждённого плана работ, качества выполненных работ, расстановка людей, обеспечение рабочих мест материалами, инструментами, одним словом, я контролировал весь фронт полевых работ нашей бригады. Оказывал помощь в освоении новых трудовых приёмов. Все работы планировались сначала с председателем колхоза, с главными специалистами, а после я проводил свою планёрку на бригаде. Мой рабочий день в весенне-летний период насчитывал 18 часов. Также под моей ответственностью находилась Стрелецкая ферма, а молочно-мясное направление в ту пору являлось одним из главных в экономике колхоза», – отметил Александр Алексеевич.
Комплексной бригадой № 1 (село Стрелецкое) Лесников руководил 28 лет. Основу столь длительному руководству положили, по словам бывшего бригадира, хорошие взаимоотношения с председателем колхоза.
«Яков Григорьевич подсказывал мне и словом, и делом, мы находили с ним общий язык. Он был честным, принципиальным, грамотным. Бывало, спорили, но, как говориться, в спорах рождается истина. Я благодарен ему ещё и за то, что он спас мне жизнь, направив оперативно меня с болями в животе в Белгород, к знакомому хирургу. Операция прошла успешно, и я имею возможность жить», – поделился собеседник.
Много тёплых слов Лесников сказал в адрес бывшего главного агронома Ивана Юдина, с которым проработал не один десяток лет. Иван Митрофанович – один из лучших специалистов, благодаря его превосходным знаниям в области растениеводства, колхоз имени Ленина был в числе лучших хозяйств области. Наряду с выращиванием зерновых, пропашных, технических культур, бригада выращивала бахчу и овощные культуры, на уборку которых приходилось привлекать школьников и пенсионеров.
Во всех сельскохозяйственных предприятиях, а именно в колхозах и совхозах, в то время были организованы звенья. Они работали под руководством звеньевых, в основном, это были женщины. Бригадир выбирал звеньевую из числа авторитетных, добросовестных и мало занятых: у кого не было детей или они были уже взрослыми. Звеньевая подчинялась непосредственно бригадиру, при этом сама участвовала во всех работах. Бывший бригадир с теплом и гордостью рассказал о женщинах-звеньевых своей бригады, которые были примером для других. Это Ольга Пудовна Красильникова, Домна Дмитриевна Курепина, Степанида Михайловна Воронкова, Мария Наумовна Черменёва.
Александр Алексеевич также отметил самых добросовестных и ответственных механизаторов, которые перевыполняли план заданий, у которых за спиной более 40 лет стажа в комплексной бригаде № 1. Среди них Василий Иванович Белецкий и Иван Михайлович Кукин (ныне покойные), Иван Антонович Черменёв.
Александр Лесников имеет заслуженное уважение среди односельчан за преданность своему делу и просто за человечность. Он за время работы на руководящих должностях никого не наказал, не обидел, не уволил с работы, понимая, что у каждого семья, дети. По словам ветерана труда, среди них всё-таки были и такие, кто от зависти к его успехам враждебно относились к нему.
«Самая жуткая ночь в моей жизни – это ночь возгорания сенохранилища. Я, честно, не ожидал такого подлого поступка. Пусть лодку несколько раз пробивали топором – это моя личная боль, а здесь… оставить без основного корма коров – это жестоко! Также щемило сердце, когда через некоторое время полыхала огнём под самое небо 30-метровой длины скирда соломы, от которой остался чёрный, цветом души поджигателя, пепел», – поделился собеседник.
Комплексная бригада № 1 за достижение высоких результатов неоднократно награждалась почётными грамотами районного уровня, а также денежными премиями. После каждой «победы» бригадир устраивал для своих работников празднование в красном уголке. По его словам, самый важный фактор для успешной работы – это хорошее настроение. Эти приятные моменты местные жители не забывают и считают самым лучшим периодом в своей жизни.
За 45 лет непрерывной руководящей работы в родном колхозе Александр Алексеевич полюбил родные поля и луга, он считает их неотъемлемой частью своей чувствительной души…
Мо собеседник признался, что у него один отец и две матери: Мария Андреевна и родная матушка-земля. Первая – кормила, берегла, любила, а вторая – воспитала, научила трудиться.
«Я живу с чистой совестью, и это – главное! Считаю, что люди сыграли огромную роль в моей жизни, закалили меня, многому научили. В те минуты, когда я вспоминаю тружеников моей бригады, мне становится так хорошо на душе, что даже поневоле на лице появляется улыбка. Я ходил на работу, как на праздник, с огромным удовольствием», – подчеркнул бригадир.
За многолетний и добросовестный труд Александр Алексеевич Лесников был награждён двумя медалями ВДНХ, Юбилейной медалью «За доблестный труд» в ознаменование со дня рождения Ленина, а также множеством почётных грамот. Жизнь героя моего повествования сложилась хорошо: у него двое детей – сын Николай и дочь Светлана. Они стали достойными уважаемыми людьми, подарили ему троих внуков – Александра, Марию и Николая. Ныне уже подрастают правнуки.
Во время нашей длительной беседы с Александром Алексеевичем его жизненное счастье – супруга Наталья Ефимовна – находилась в другой комнате. Недуг «подкосил» её здоровье, но она нашла в себе силы и на несколько минут подошла к нам. В текущем году супруги отметят 65-летие совместной жизни. У Александра Лесникова любимый праздник – День Победы. С 1945 года он ни разу не пропустил торжественное мероприятие у братской могилы.
Как один из немногих оставшихся на сегодняшний день свидетелей тех суровых времён он часто рассказывает своим землякам реальные истории послевоенного времени. Ну а мне, как автору материала, было очень приятно рассказать нашим читателям не менее подлинную историю жизни простого сельского труженика, человека большой души, настоящего бригадира!