Здоровье, пожалуй, главная ценность человеческой жизни. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. И, к сожалению, оно не всегда зависит от самого человека. Болезнь может застать нас врасплох, и тогда мы ищем спасения у тех, чье призвание – лечить людей. Мы становимся пациентами, и наше здоровье оказывается в руках врачей.
Недавно в редакцию нашего издания позвонила жительница города Бирюч Альвина Косинова. Так уж сложилось, что в течение двух лет ей не раз приходилось обращаться в Красногвардейскую центральную районную больницу.
«Сначала заболела свекровь. Нашим лечащим врачом оказался хирург Дмитрий Николаевич Оболонский. Он провел осмотр и после необходимой процедуры обследования назначил операцию. В течение реабилитационного периода внимательно наблюдал за процессом выздоровления, терпеливо выслушивал все жалобы и отвечал на вопросы. Через некоторое время возникли проблемы со здоровьем у мужа, и мы снова обратились к Дмитрию Николаевичу. Он поставил диагноз, который также подтвердился при дальнейшем обследовании, благодаря чему было начато своевременное лечение», – рассказала Альвина Ивановна.
Но на этом, по её словам, их дороги с хирургом Оболонским не разошлись. Одна из внучек Альвины Ивановны играла и, упав, ударилась головой о чугунную батарею. И снова им помог Дмитрий Николаевич.
«Внучки очень настороженно относятся ко всему, что связанно с больницей, даже обычная прививка для нас – целое событие с уговорами и жалобами. А тут я была очень удивлена – пока Дмитрий Николаевич зашивал рану, она даже не пикнула. То есть, понимаете, этот человек может найти подход ко всем – от детей до стариков. Именно о таких как он, говорят – врач от Бога», – поделилась Косинова.
Поговорив с нашей постоянной читательницей, я обратилась в отдел кадров Красногвардейской центральной районной больницы. Конечно по сухим фактам трудовой деятельности много о человеке не узнаешь. Раздобыв номер телефона доктора Оболонского, договорилась с ним о встрече. Стоит отметить, что это удалось не сразу. Дмитрий Николаевич мотивировал возражения тем, что он человек не медийный и что есть более достойные люди, о которых можно написать. И только узнав, что об этом нас просят его пациенты, согласился поговорить.
Ещё учась в Коломыцевской школе, Дмитрий стремился помогать людям. Многие дети боятся вида крови, но у мальчика этот страх отсутствовал. По его воспоминаниям, катаясь с горки или играя на улице, у товарищей случались травмы, и, будучи ребёнком, он старался как-то помочь: к примеру, остановить носовое кровотечение или перебинтовать разбитое колено.
Ближе к получению аттестата зрелости в семье встал вопрос о выборе профессии.
«Других вариантов, кроме медицинского вуза, особо и не было. На это повлияло и то, что бабушка всю жизнь проработала медсестрой, а я много времени проводил с ней. По её стойкому убеждению мир профессий делился на две части – врач и все остальные. То есть я уже тогда понимал, что стану врачом, но пока не думал какое именно направление выберу», – рассказал Дмитрий Николаевич.
Успешно сдав ЕГЭ и набрав необходимое количество баллов, будущий студент подал документы на поступление в Курский государственный медицинский университет. И хотя у него была твёрдая уверенность в том, что зачисление успешно прошло, до самого последнего момента подтверждения из образовательного учреждения не поступало. На дворе был конец августа, все студенты уже «сидели на чемоданах», а в семье Оболонских царило непонимание – куда отправлять сына?
«Был момент, когда мы в панике хотели уже подавать документы в Острогожский или Россошанский медколледжы, чтобы не терять времени. Рассматривали и такой вариант. И практически накануне запланированной поездки в колледж, позвонили из Курска и подтвердили зачисление», – вспоминает Дмитрий Николаевич.
В первый год обучения ничего особо нового для молодого человека не было – школьные предметы с углублённым изучением биологии, химии плюс анатомия и гистология. Следующие два года постепенно добавлялись профильные дисциплины, без изучения которых нельзя приступать к практической работе.
«На занятиях мы не только решали тесты, но и разбирали клинические ситуации. Например, нам давали вводную: „Поступил больной с определёнными симптомами. Ваши действия?“. И мы должны были рассказать последовательность своей работы. То есть, таким путём нас учили думать, как врачей, развивали клиническое мышление»,– поделился Оболонский.
По окончании второго курса, на летних каникулах была обязательная практика по месту жительства. Дмитрий проходил её в хирургическом отделении Красногвардейской центральной районной больницы.
Начиналось всё по классике – мытьё полов, складывание салфеток. Будущему врачу всё было интересно, брался за любую работу, присутствовал на всех перевязках. Инициативного практиканта заметил завхирургией Сергей Шатов.
«Сергей Николаевич показал, как нужно заходить в предоперационную, как мыть руки, как правильно брать маску, что можно трогать, что нельзя. Это всё происходило поэтапно. Он рассказал, как правильно подходить к больному, лежащему на операционном столе. Учил держать крючки, завязывать узлы при зашивании», – поделился мой собеседник.
Забегая вперёд, стоит подчеркнуть, что рассказывая о работе в качестве практикующего хирурга, Дмитрий Николаевич отмечает, что огромный вклад в его профессиональное становление внесли старшие коллеги – Сергей Ступаков и Виктор Рыбалко.
С четвёртого курса в университете начались практические занятия. Большая часть обучения проходила в больницах, где студенты изучали клинические специальности, такие как терапию, хирургию, травматологию. Ближе к концу пятого курса Дмитрий понял, что он точно хочет быть врачом–хирургом.
«Можно и 10, и 15 лет проучиться в университете, но если ты никогда не подходил к больному, не заходил в операционную, то врач из тебя не получится, – убеждён доктор.– В университете, кстати, с этим было очень строго, вариантов было всего два – либо тебя всему научат, либо отчислят».
В конце пятого года обучения в вузе проходила «Ярмарка вакансий». В этот день главврачи учреждений здравоохранения приезжают в учебное заведение, где напрямую общаются со студентами и выпускниками, представляют вакансии, а будущие доктора имеют возможность выбрать, как говорится, из предложенного ассортимента самое интересное.
На тот момент Красногвардейской ЦРБ руководил Андрей Иконников. Встретившись в университете, Дмитрий и Андрей Александрович обсудили дальнейшее трудоустройство будущего врача. Выяснилось, что в райбольнице имеются свободные вакансии травматолога и хирурга.
Окончив университет и получив диплом, молодой специалист заключил договор на целевое прохождение ординатуры по специальности «Хирургия» в Белгородском государственном университете. На тот момент у Дмитрия Николаевича уже была семья – жена и маленькая дочь. Переехав в Белгород, молодой врач совмещал учёбу с дополнительными дежурствами в первой городской больнице. С 8:00 до 15:00 часов он находился на практике в областной больнице, потом ехал на суточное дежурство в городскую, заскочив по пути домой на десять минут, чтобы увидеться с женой и с дочерью. В таких случаях говорят: «живёт на работе».
Так продолжалось около восьми месяцев. Однажды всех кто проходил ординатуру, собрали в университете и предложили поработать в больницах по месту жительства. Дмитрий Оболонский изъявил такое желание.
«В небольших районных больницах можно получить гораздо больший объём практических знаний. В малой родине меня уже все знали, приняли, что называется, с распростёртыми объятиями. Конечно, здесь мне уделяли много внимания, так я был единственным ординатором», – мотивировал своё решение доктор.
Практически сразу же молодого специалиста приняли в штат учреждения Красногвардейской центральной районной больницы с условием, что он будет выполнять хирургические обязанности под контролем завотделением. Для Дмитрия в первую очередь это была прекрасная возможность получить бесценный практический опыт.
На окончании ординатуры и получении сертификата обучение для молодого доктора не закончилось. Помимо подтверждения квалификации раз в пять лет, в рамках непрерывного медицинского образования врачи постоянно проходят различные профильные курсы. Дмитрий Николаевич говорит, что выражение «Век живи – век учись» совершенно точно приемлемо к профессии врача.
В начале мая у героя моего повествования маленький профессиональный юбилей – пять лет трудовой деятельности в Красногвардейской центральной районной больнице. За это время он освоил ещё одну специальность – врач-эндоскопист. Это даёт ему возможность проводить обследование такими методами, как бронхоскопия, гастроскопия и делать хирургические операции методом лапароскопии, то есть совершать врачебные манипуляции не через разрез, а через небольшие проколы.
Рабочий день врача хирургического отделения начинается с маленькой пятиминутки, в ходе которой заслушивается информация о прошедших сутках. Далее – обход пациентов, находящихся на стационарном лечении. Затем – плановые операции, перевязки, осмотр больных, поступающих в течение дня в приёмное отделение.
На первый взгляд человека, далёкого от медицины, это звучит легко и как-то даже обыденно. Но за всем этим стоит тяжёлый кропотливый труд людей в белых халатах. Когда я попросила рассказать Дмитрия Николаевича о каком-то наиболее запоминающемся, сложном или интересном случае из его практики, он ответил что в районной больнице практически каждый случай можно назвать таковым.
«Помимо плановых операций, в моей сравнительно небольшой практике приходилось сталкиваться и с острыми болями в животе, и с различными сложными травмами, полученными при падении с высоты, при совершении дорожно-транспортных происшествий. Я не могу выделить какой-то конкретный случай, но могу назвать идеальный – это когда у операции благополучный исход и пациент быстро идёт на поправку», – поделился доктор.
Что касается плановых операций детям, то у врача должен быть соответствующий сертификат детского хирурга. Отдельный случай – это когда ситуация требует немедленного вмешательства. Здесь, по словам Дмитрия Николаевича, выбор совершенно очевиден – всё зависит не от возраста, а от того насколько своевременно будет оказана помощь.
Помимо ежедневной работы в отделении есть график дежурств. В его рамках доктор остаётся на ночное дежурство после своей дневной смены, и затем, наутро начинается его новый рабочий день. А врачи – это обычные люди, которые тоже устают и у них, как и у всех остальных, могут быть эмоциональные сбои.
«Есть одно правило, которому меня научил Сергей Николаевич – когда ты очень устал и тебе хочется сорваться – поставь себя на место пациента. Как бы ты чувствовал себя, если бы лежал на больничной койке, а на тебя накричал врач? Это правило реально действует, сразу успокаиваешься и остываешь. И дальше просто выполняешь свою работу. Главное – помочь больному и получить положительный результат лечения», – говорит Дмитрий Николаевич.
Такие эмоции, как сопереживание и сочувствие также не чужды медработникам, это неотъемлемая часть их работы. Ежедневно пропуская через себя чужую боль, любой человек может эмоционально выгореть. Я не могла не задать вопрос как можно от этого уйти?
«А никто не говорит, что мы от этого ушли. Видя каждый день боль, страдания, слёзы или смерть невозможно оставаться равнодушным. Хладнокровие врача – это защитная реакция его организма. То есть в какой-то момент мозг ставит тебя перед выбором – либо всё бросить, чтобы не сойти с ума, либо научиться отсекать эмоции, оставляя их на работе, не неся домой», – ответил доктор.
СИЛЫ ЧЕРПАЕТ В СЕМЬЕ
Дмитрий и Ольга Оболонские вместе уже 14 лет, их любовь началась со школьной скамьи. Жена преподаёт иностранный язык в Засосенской средней общеобразовательной школе. Супруги воспитывают шестилетнюю дочь Ульяну.
«Классика советских времён: папа – врач, мама – учитель, – улыбаясь, говорит Дмитрий Николаевич. – Но, при всём этом, Ульяна на данный момент хочет стать парикмахером. Правда, предпочтения в выборе профессии у нас могут меняться очень быстро».
Профессии обоих супругов предусматривают достаточно плотный и загруженный график. И всё же им удаётся совмещать работу и семью.
На мой вопрос, в чём он черпает силы для завтрашнего дня, Дмитрий Николаевич, не задумываясь, ответил, что в семье.
«Моё главное вдохновение – дочь. Это смысл всего, что я делаю. В ней всё моё настроение. Это моя ответственность и её будущее зависит от меня. Она смотрит на мои поступки, и я не имею права показать ей плохой пример», – подытожил нашу беседу Дмитрий Оболонский.