Чего скрывать, на сегодняшний день все мы уже прочно втянулись в сферу интернет-торговли. Ещё каких-то несколько лет назад мысль о том, что можно приобрести тот либо иной товар, буквально не вставая с дивана, вызвала недоумение. Сегодня же приобретением посредством так называемых маркетплейсов не удивишь ни кого. О чём необходимо помнить при совершении той либо иной покупки в Интернете нашей редакции рассказал начальник отдела потребительского рынка и предпринимательства управления АПК и экономической безопасности администрации района Геннадий Соловьев.
Геннадий Александрович, возможно ли в случае приобретения товара посредством торговых интернет-площадок вернуть его обратно продавцу?
Товары, приобретённые дистанционно (по каталогам, в интернет-магазинах и т. д.), можно вернуть, учитывая следующее: покупатель может сделать это без объяснения причин в любое время до фактического получения товара на руки. При этом продавец не вправе принуждать его к выкупу товара, а если он был оплачен заранее – магазин обязан вернуть денежные средства (за вычетом расходов на доставку товара обратно).
Также, согласно действующему законодательству, гражданин может вернуть товар и после его получения, даже если в нём отсутствуют недостатки, в течение семи дней. Продавец также будет обязан вернуть деньги, опять же, кроме суммы расходов на доставку исправного товара обратно.
Следует обратить внимание, что если продавец в момент доставки товара не предоставил в письменной форме информацию о порядке и сроках его возврата, вы можете отказаться от товара в течение более длительного срока – трёх месяцев с момента получения.
Каков алгоритм действий в данной ситуации?
Если покупатель заказал, но ещё не получил товар, он вправе отменить заказ на сайте продавца или электронной торговой площадке (маркетплейсе). Денежные средства продавец обязан вернуть в течение десяти дней.
Следует уделить внимание тому, что перед тем как сделать заказ, необходимо изучить договор (оферту), поскольку последний может содержать условие об удержании фиксированной части денежных средств в случае отмены заказа (транспортные расходы).
Если товар заказан не в интернете, а другим способом дистанционной продажи, уведомите продавца об отказе от товара любым доступным способом (посетите магазин, позвоните продавцу, направьте письмо).
Если вы не только оплатили, но и уже получили товар, вы можете его вернуть, отнеся его в пункт выдачи или магазин. Вероятно, вам предложат заполнить специальную форму на сайте продавца. Ну а в случае, когда заказ оформлен посредством электронной торговой площадки (маркетплейса), соответствующее заявление пишется через личный кабинет покупателя (посредством формы обращений).
В том случае, когда покупка совершена не в интернете, следует написать заявление об отказе от товара в свободной форме и передать продавцу. Это нужно для того, чтобы при возникновении спора у покупателя на руках было письменное подтверждение факта обращения.
Как производится возврат товара ненадлежащего качества, приобретённого дистанционно?
Рассмотрим такую ситуацию: покупатель получил свою покупку и вдруг обнаружил, что товар имеет недостаток, какой-либо дефект, то есть его качество не является надлежащим. В этом случае необходимо направить продавцу заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денег. Алгоритм прежний – два экземпляра, один из которых, с отметкой о принятии, вы храните у себя. Расходы по возврату товара ненадлежащего качества несёт сам продавец. При невозможности урегулирования споров в добровольном порядке обращайтесь в суд с исковыми требованиями.
Отдельно остановлюсь на ситуации, когда нельзя вернуть товар надлежащего качества, купленный дистанционно. Возврат исправного товара, приобретённого дистанционно, невозможен в тех случаях, когда по причине небрежного отношения покупателя товар утратил свои потребительские свойства или товарный вид. Следует отметить, что нарушение упаковки товара не является основанием отказать покупателю в возврате денег. Возврат исправного товара, приобретённого дистанционно, также невозможен, если этот товар не может быть использован кем-то другим, кроме покупателя. Это касается случаев покупки товаров с индивидуально-определёнными свойствами, то есть изготовленных на заказ для конкретного покупателя по предложенным эскизам, замерам и т. д.
При этом денежные средства должны быть возвращены в установленный срок?
При возврате покупателем товара надлежащего качества, продавцом составляется акт возврата за подписью обеих сторон. Если в момент составления акта продавец не передал деньги за возвращённый товар, то продавец обязан передать их в течение десяти дней после составления акта.
Возврат денег осуществляется одним из следующих способов: наличными средствами по месту нахождения продавца; почтовым переводом; путём перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счёт, указанный покупателем. Продавец имеет право удержать расходы на доставку товара от покупателя. Расходы, связанные с перечислением денег, несёт продавец.
Как действовать, если продавец отказывается вернуть деньги?
Во-первых, если продавец не передал деньги в момент возврата товара, то необходимо обязательно сохранить копию акта о возврате. В случае, если в течение десяти дней денежные средства не поступят на счёт покупателя, то без акта будет сложно доказать сам факт покупки и возврата товара.
Во-вторых, если продавец устно отказался вернуть деньги и забрать товар, то придётся писать претензию. Мой совет: внимательней выбирайте интернет-магазин. Если на сайте нет информации, как минимум, о наименовании продавца и его реальном адресе, то следует отказаться от покупок в таком магазине. Прежде всего, это существенное нарушение закона, также в такой ситуации сложнее будет решать проблемы, связанные с не устраивающим покупателя товаром.