В моих руках свидетельство о заключении брака, выданное Палатовским сельским советом Никитовского района Белгородской области. В нём говорится о том, что 3 декабря 1958 года за номером 35 зарегистрирована актовая запись о создании семьи Остриковых Ивана Кондратьевича и Лидии Кирилловны.
Познакомиться с содержанием упомянутого документа мне позволили его обладатели. Спустя 65 лет со дня заключения законного брака они вновь погрузились в атмосферу своей юности, в тот день кого оба сказали друг другу заветное «да».
Вся жизнь Ивана и Лидии связана с отчим селом Лазарёново. Здесь жили их предки, выросли в многодетных семьях они сами, а сегодня продолжают их род дети внуки и правнуки. Принимая в день железной свадьбы слова поздравлений от прибывших в их дом многочисленных родственников и гостей, супруги Остриковы, без преувеличения, излучали собой искреннее семейное тепло и взаимное уважение. По их словам, именно на этих качествах построен семейный союз.
Познакомились Иван и Лидия за несколько лет до создания семьи. Сегодня её глава вспоминает, что их встреча свершилась как-то сама собой. Иван частенько встречались с будущей супругой и в сельском клубе, и на тихой сельской улице. А когда ему пришёл срок отдать долг Родине – рядовой Остриков уже знал, что его дома ждёт любимая. Впрочем, и Лидия не давала забывать о себе: регулярно писала письма своему избраннику, проходившему службу в Германии.
«И по сей день помню её письма, – вспоминает Иван Кондратьевич. –Ждал их с нетерпением, писал в ответ. Ими и скрашивались нелёгкие армейские будни».
После трёх лет службы Остриков вернулся домой. Справедливо будет заметить, что к этому периоду жизни за его плечами была не только армия, но и пять лет трудовой деятельности в колхозе.
«Юнцом научился управлять волами, возил на них корма, выполнял другие необходимые работы. За год до армии удалось даже побывать на лесоразработках в Вологодской области, – рассказал Иван Остриков. – После службы вернулся домой. Тут у меня появилась мысль уехать из деревни, так как в то время заветную справку для этого могли получить отслужившие ребята».
Но, по словам моего собеседника, его мать воспротивилась этой идее, сославшись на то, что без него их семье, в которой помимо Ивана было ещё девять душ, будет тяжело. Ослушаться её он не посмел.
«В то время, сами понимаете, жили очень бедно. Отец у меня, вернувшись с войны, пожил недолго. От него в хозяйстве осталась лошадка с упряжью. Вот на ней и перевозили сундук с приданным моей избранницы в наш дом. Вот вся и свадьба, без пиршеств и торжеств. Главное другое, – говорит Иван Кондратьевич, – это то, что дороги мы с ней стали друг для друга».
Всю свою трудовую жизнь Остриковы посвятили коллективному хозяйству. Глава семьи в разное время работал сторожем, ухаживал за животными, Лидия 40 лет отдала свекловичным полям. В их семье появились на свет трое детей. Старший сын Николай, к сожалению не доживший до этих дней, проживал в Тюмени, где занимался шофёрским делом. Средний Виктор, посвятивший себя агрономии, и младшая дочь Валентина, медработник Лазарёновского фельдшерско-акушерского пункта, остались жить рядом с родителями.
«Когда я был ещё пацаном, мне очень было интересно наблюдать, как мой дед занимался пчеловодством, в более сознательном возрасте решил и сам попробовать, – делился Иван Остриков. – Начало получаться, с женой, чтобы обеспечить семью, выращивали овощи на огороде, возили их в Донбасс, где жила родня, помогавшая реализовывать наш товар. В былые годы держал до 30 пчелосемей. Всегда в хозяйстве была своя лошадь, наверное, по примеру отца, вот так в постоянном неуёмном труде и пролетели наши годы...»
В доме Остриковых очень много фотографий разных лет. Есть на них, как говорится, и деды, и прадеды, и сами герои моего материала, и их последователи. В святом углу, обличённые в рушники и вышитые руками Лидии Кирилловны, бережно хранятся образа Спасителя и Божией Матери. Именно ими благословляли их на долгую совместную жизнь, перед ними хозяйка очага испрашивает божию помощь и по сей день.
«Всякое бывало в жизни, порой расшумимся друг на друга, разойдёмся по разным углам, а к вечеру уже и не помним по какому поводу негодовали, – с улыбкой на лице, отвечая на мой вопрос о секрете семейного счастья, поделилась Лидия Острикова. – Мы вообще так привыкли, что главное лекарство от всех невзгод – это труд. Но я всегда старалась уступать мужу, он ведь глава семьи. А как иначе?»
В разговоре с четой юбиляров о дне сегодняшнем я узнал, что они продолжают, в меру своих возможностей, держать домашнее хозяйство. Конечно, не в том объёме как в былые годы, но, тем не менее, имеется коза, утки, куры. Пчеловодством теперь уже занимается их внук, который прислушивается к мудрым советам своего деда. Главной зачинщицей торжества по случаю юбилея своих дедушки и бабушки стала внучка Ольга. Она-то нам и поведала, что Иван Кондратьевич и Лидия Кирилловна и по сей день сохраняют жизненную активность. Любят вдвоем побывать на рынках райцентра, в Ливенке и даже в Валуйках. При этом они стараются не озадачивать детей и внуков, а вызывают такси – и в путь!
Убедиться в том, что глава семьи здесь является настоящим хозяином, мне позволила и ещё одна его точка зрения, которую я не могу не процитировать.
«Вы знаете, мы с женой познали, что такое бедная жизнь. Каждую копейку зарабатывали вместе, никогда не делили семейный бюджет. Построили дом. Дали образование детям, не забываем о своих пятерых внуках и восьми правнуках. Я так считаю, что в это непростое время нам всем нужно держаться государства и нашего президента, – выразил мнение Иван Остриков. – Посмотрите: пенсии платят, в домах газ, во дворах машины, и порой не одна, улицы в асфальте, в магазинах есть всё. Чего жаловаться на жизнь? Я считаю, что если бы мы так жили в наши молодые годы, то сегодня нашу страну было бы уже не превзойти никому. Главное, конечно же, это чтобы наши доблестные воины поскорее победили этих неонацистов, и наше небо вновь стало мирным!»
Бросив вновь взгляд на лежащее передо мной свидетельство о заключении брака, написанное каллиграфическим почерком перьевой ручкой, я поймал себя на мысли о том, что именно в этих людях, простых работягах, и кроется основа той благодатной жизни, о которой говорил герой моего повествования. И нам, ныне живущим, нужно всегда знать и помнить об этом, чтобы по прошествии лет мы также могли сказать своим внукам, что на жизнь роптать не приходится!