Local Logo
Новости Красногвардейского района Белгородской области
99.02
+0.65$
104.50
+0.21
-1 °С, туман
Белгород

«А шофёром лучше». Житель Красногвардейского района рассказал о своей профессии

28 октября 2023, 09:00ОбществоФото: Алексей Воробьёв

42 года проработал на полях СПК «Большевик» Николай Жегулин.

С утра механизаторы Плюхинского мехзвена приступили к междурядной обработке сахарной свёклы. Работа у Николая Жегулина сразу пошла споро. Урывками поглядывая на агрегат, он понял, что находящийся на плантации бригадир тракторной бригады Иван Бекетов доволен зачином своего ученика. Николая же что-то смутило в обратном направлении. Он остановил трактор, повозился у лапок культиватора с гаечными ключами и снова сел за рычаги Т-38.

«Волнуется, перестраховывается, но это ничего», – подумал Бекетов.

Вспоминал бригадир, как вчера на полевом стане Жегулин со своими товарищами по отряду навешивал на трактор и настраивал культиватор на минимальную защитную зону при обработке посевов, дабы облегчить нелёгкий труд женщин при формировании густоты насаждений.

Иван Лаврентьевич беспокоился: мол, как она ещё завтра пойдёт работа-то? С надеждой смотрел на Жегулина. В 65-м прошлого столетия это была его первая весенняя страда. Правда, годом раньше Николай проходил практику в Плюхинской тракторной бригаде, обучаясь в Чернянском среднем профессиональном техническом училище. Стажировался в свекловичном звене, в помощниках ходил, изредка ему доверяли управлять трактором. Бывалым механизаторам известно, какое требуется мастерство, чтобы чётко водить агрегат по междурядьям. Рядки растений только обозначились, были очень нежные, молоденькие, как и сам механизатор. Не каждому земледельцу в 17-летнем возрасте доверяли вести уход за сахарной свёклой. На Николая же надеялись. Своё мастерство он показал на земельном участке профтехучилища. Любознательным учеником был, о чём поведал руководству бригады прибывший в колхоз преподаватель СПТУ для проверки практики курсантов. Гость рассказал и о том, что Николай разбирается и в свеклоуборочном комбайне. Не зря же он ставил ему пятёрки.

В Плюхино многие удивились, откуда у него такое хорошее познание техники? Немаловажное значение на него оказало то, что он, можно сказать, вырос на механизаторском стане, располагавшемся во взгорье, в сотнях метров от родительского дома. Мальчугана тянуло поле, которому не один десяток лет отдали его родители. Отец Михаил Алексеевич – фронтовик, дошёл до Берлина. В послевоенные годы работал бригадиром, заведующим животноводческими фермами. В лихую годину бригадирствовала и мать Евгения Савельевна, а в послевоенные годы родила и воспитала четверых детей, выращивала сахарную свёклу, трудно приходилось. Это хорошо осознавал Николай. И вот он стал перед выбором – к чему приложить свои руки? Позади профтехучилище. Как раз требовался механизатор для работы в свекловичном звене взамен выбывшего по болезни. Николай ни один день не раздумывал. Согласился. Словно в омут плюхнулся: была – не была! Впрочем, плюхнуться-то плюхнулся, но и село Плюхино подсказывало: на свекловичной плантации нужен любящий труд на ней, ответственный человек. Вчерашний пэтэушник в чём-то сомневался, но всё гнал прочь от парня бригадир Иван Бекетов, всё подбадривал юного земледельца. Летнее испытание Николай Жегулин успешно выдержал. Подходила уборка сахарной свёклы, а комбайн КСТ-3 находился без хозяина. И для всех неожиданным стало предложение руководителя коллектива доверить данный агрегат Николаю.

«Я ведь за его штурвалом ни разу не сидел. – Выходит, пришло время испытаний, – ответил Бекетов, знавший, что обучаясь в СПТУ Николай работал в уборочном агрегате, буксировал комбайны, приобрёл кое-какие навыки в его эксплуатации и ремонте».

Первый блин нередко бывает комом, но Жегулин в этом плане стал исключением. Следующей весной вывел посевной агрегат как заядлый свекловод, но свое мастерство до конца не удалось показать. Призвали в ряды Советской Армии.

«Полгода пришлось переслужить, ожидая новобранцев, – рассказывал Николай Михайлович. – Так сложились обстоятельства, ничего, как говорится, не поделаешь».

Закончив службу, Николай Жегулин пришёл в правление колхоза. Хотя многие и знали парня, но всё же спросили: кем работал до армии? Трактористом? Однако давнюю свою мечту вчерашний солдат не забросил, права шофёра всё же получил в СПТУ. Но, видно, он был невезучим, потому посадили его на старенький ГАЗ-51. Привёл его в порядок, стал работать так, как велела совесть. По нынешним меркам грузовик, понятно, невелик. Но в хозяйстве в то время было без него, как без рук. А уж с таким водителем этой машине и вовсе не было цены.

На севе весной и осенью «газон» челноком сновал по полям: везде нужны семена, нельзя допустить сбоев в работе агрегатов. Как только на свекловичных плантациях обозначатся первые строчки всходов, туда надолго отправляли Жегулина. Утром доставить женщин, в полдень свозить домой и обратно, вечером забрать. И всё это ему – возить людей кому попало не доверялось. Да и не только поэтому Николая Михайловича запрашивали бригадиры. Он ведь и организатором старательным слыл. Уж как там он договаривался с женщинами, но машина всегда отправлялась в поле точно в установленное время.

К тому же в страдную пору уйма других дел по хозяйству. Выкраивал и на них время. Нередко и после тяжёлого трудового дня просят совершить какую-либо вечернюю поездку. Знали правленцы: никогда не откажет. Знал и Николай Жегулин, что по графику необходимо предоставлять контрольные работы в Новооскольский сельскохозяйственный техникум, в котором он обучался на заочном отделении.

«Порой на капоте грузовика приходилось их выполнять, – рассказывал Жегулин. – В короткие минуты так называемого перекура».

По хозяйству приходилось помогать жене Полине Лукьяновне. Крутился, как мог Николай Михайлович.

Старательность, исполнительность, жизнелюбие, уважение людей, забота о них были замечены в правлении колхоза. Вот и решили произвести Жегулина в бригадиры.

«Никак не хотел, – делился Николай Михайлович. – И всё же бывший главный агроном Владимир Жидких смог меня убедить. Дал согласие на один сезон, а отработал шесть».

Когда ему поручили возглавить бригаду, родственники и друзья открыто высказывали сочувствие. Назначение сюда в качестве руководителя расценивалось как наказание. На собраниях Николай нередко вскрывал те или иные недостатки в деятельности руководителей и специалистов.

Нефёдов был изворотливым председателем, критику вроде бы воспринимал, но любил заигрывать с нарушителями спокойствия. Вот и решил проучить строптивого, предоставив ему руководящий портфель. Пусть, мол, познает, какова ноша бригадира.

Время показало, что Жегулин не из трусливых, а из трудолюбивых.

И всё же шофёрская профессия для него оказалась дороже. В гараж поступил новый КамАЗ, при виде которого у Николая Михайловича загорелись глаза. Многое передумал. Осмысленно обратился к Нефёдову о своей отставке с должности бригадира. В хозяйстве проходили структурные изменения. Одном словом, не стал ожидать, когда они могут и его коснуться, а попросил доверить ему поступивший грузовик и получил поддержку в правлении. Все дальние рейсы теперь значились за Жегулиным. Приходилось перевозить железобетонные конструкции, кирпич, лес, цемент, комбикорма, различное оборудование. В хозяйстве возводился комплекс по выращиванию нетелей, который требовал многих комплектующих.

О Жегулине говорили, что он ездил аккуратно и быстро. И утверждали это водители старшего поколения, люди степенные и осмотрительные, с большим опытом, хотя и моложе Николая Михайловича. 17 лет Жегулин управлял КамАЗом.

«В шофёры я пришёл по призванию, по зову мечты, – делился в нашей беседе Николай Михайлович. – Никогда не жалел об этом и не жалею».

14 лет Жегулин передвигается по другому маршруту – домашнему. С женой Полиной Лукьяновной работает на приусадебном участке. Надо же детям, которых трое, кое-что вырастить на огороде. Экологически чистые продукты. А разве не пожалеешь шестерых внуков. Нередко дедушка с бабушкой навещают их в Белгороде и Старом Осколе. В такие часы передвижения на глазах Николая Михайловича проплывают почти 40-летние шофёрские маршруты. Что они были удачными и высокопроизводительными говорит медаль «За трудовое отличие».

Николай Михайлович по-прежнему выглядит симпатичным, стройным мужчиной. На 76-м году.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Алексей Воробьёв
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 12:30
Руководитель красногвардейской соцзащиты: соцконтракт – действенная мера поддержки
Материал
ОбществоВчера, 11:00
«Поезд здоровья» вновь будет работать в Красногвардейском районе
Материал
Общество13 ноября , 11:00
Жители красногвардейского села Сорокино накопили опыт поддержки участников СВО