Курская битва, восьмидесятилетие которой отмечается в этом году, занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. По своему ожесточению и упорству не имеет себе равных.
В этих кровопролитных боях участвовали многие жители нашего района. Были среди них и арнаутовцы. О некоторых из них я хотел бы рассказать. Василий Чеховской родился 25 октября 1923 года. После окончания семилетки успел некоторое время поработать на металлургическом заводе в Днепропетровске, вплоть до того, как к городу подошли фашистские захватчики. Василию удалось вернуться на малую родину. А вскоре он получил повестку из Никитовского райвоенкомата. Поначалу служил в кавалерии, затем была третья рота второго батальона 1035 стрелкового полка. В одном из боёв был ранен. После госпиталя попал в восьмую гаубичную батарею 41-го артиллерийского полка, стал наводчиком 122-миллиметрового орудия. И вот он недалеко от родных мест, на Курской дуге. Однажды последовал сигнал: «Держитесь! На нашу батарею идут танки!» Едва успели поставить орудия на прямую наводку, как впереди в клубах пыли и дыма показались фашистские гусеничные машины. Василий Чеховской приник к прицелу, снаряд пошёл в цель. Рядом ударили другие орудия. Три бронированных чудовища горели, с четвёртого была сорвана башня. Остальные пытались отступить, но были уничтожены.
Именно после этого боя наш земляк чётко осознал, что мощь гитлеровцев иссякает. Все последующие бои, в которых он участвовал, были для него как бы логическим продолжением Курской битвы. Очень мечтал солдат участвовать во взятии Берлина, но довелось дойти только до его подступов. Оттуда его путь пролёг на Дальний Восток, где предстояло сражаться с японскими милитаристами. Здесь была поставлена точка во Второй мировой войне. Но на этом служба для него не закончилась. Только в марте 1947 года старший сержант Чеховской вернулся в Арнаутово. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За взятие Кенигсберга» и другими. После войны жил и работал в Никитовке.
Едва окончив пять классов, Григорий Зварыкин начал трудиться в колхозе. В 1939 году после успешной учёбы на курсах трактористов при Никитовской машинно-тракторной станции повёл по полям «стального коня». А вскоре был призван на военную службу. Нёс её сначала в Липецке, потом в Тамбове в качестве артиллериста – заряжающего 45-миллиметровой пушки. Учился настойчиво, совершенствуя мастерство в предчувствии войны, которая уже разгорелась в Европе и придвигалась к нашим границам. Явственно, отчётливо помнил Григорий Гаврилович тот страшный день 22 июня 1941 года. Полк был поднят по тревоге, командир объявил: «Война! Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну…» Начались трудные фронтовые дороги. Григорий Зварыкин дрался мужественно и умело. В боях за Харьков в 1942 году был ранен, попал в госпиталь. Выздоравливая, стремился скорее возвратиться на передовую. Но был направлен в учебное подразделение 141-го автомобильного полка. Окончил его с присвоением звания младшего сержанта и назначением командиром автотранспортного отделения на один из аэродромов вблизи Москвы. А через два месяца уже был на Калининском фронте: первая танковая армия, двадцатая бригада.
В то время на волжских просторах успешно завершилась грандиозная битва, но враг был ещё силён и начал готовить новое наступление в районе Курской дуги, сосредоточив здесь мощные ударные группировки. Фронтовые дороги привели Григория Гавриловича к Прохоровке. Был помощником командира взвода автоматчиков. Навсегда в его памяти остался первый день этого сражения, а затем танкового побоища. Задачи, поставленные командованием, воины успешно выполнили. Дрались упорно, храбро. В одном из боёв наш земляк особенно отличился и очень дорожил медалью «За отвагу», которой был награждён. Позже участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, новых сражениях, теперь уже, будучи танкистом.
Весть о Победе встретил на территории Германии, догоняя после выписки из госпиталя свою часть. Многих боевых друзей потерял Григорий, сложили головы на поле брани и воевавшие на разных фронтах его братья Макар и Никита. Разгромом фашистской Германии война для Григория Зварыкина не окончилась. Его ждала очень трудная, опасная служба в сапёрном подразделении. Домой возвратился в 1947 году в звании старшины. Награждён также орденом Красной Звезды, многими медалями. Четыре десятилетия трудился в колхозе трактористом.
Вчитываясь в строки о Курской битве, задумываешься, какое мужество и самообладание должны были иметь воины, участвовавшие в этой страшной бойне? Представители младшего поколения без сомнения заявляют, что в этой кровавой мясорубке не было места женщинам. Суровая действительность опровергает это суждение. Одной из участниц сражений на Курской дуге была жительница нашего села Пелагея Соколова. В Арнаутово она родилась, здесь училась, познала первую любовь, отсюда 9 апреля 1942 года 19-летней уходила на войну. Пришлось пережить горечь отступлений. Полк был переброшен в город Балашов Саратовской области. А затем поступила команда переместиться в сторону Курска. В составе Воронежского фронта, которым командовал наш знаменитый земляк Николай Ватутин, участвовала в сражениях с первых дней вошедшей в историю битвы. Служила в пятом противовоздушном прожекторном полку. В его обязанности входила охрана ночного неба – не пропустить на позиции наших войск ни одного вражеского самолёта. В расчёт входили 15 человек, в основном девушки, два автомобиля и пост управления. Нужно было вырыть окопы для техники и личного состава. К слову сказать, позиции часто приходилось менять. Жили в землянках, которые тоже сооружали сами. С поставленными задачами личный состав успешно справлялся, ловя в зоркое око прожекторов воздушные судна противника. А их уничтожением занимались зенитчики. Особенно запомнились события у села Котовка. Сбитые самолёты падали недалеко от расчёта, нередко на огороды местных жителей.
«Ну, думаем, теперь нам во дворах и воды не дадут. Но местные жители уже сами бежали к нам, интересовались, все ли мы живы, не пострадал ли кто. Люди были очень дружные, сочувствовали нам и постоянно оказывали посильную помощь, – вспоминала Пелагея Васильевна. – Несмотря на огромные трудности, мы воевали, мы выжили, мы победили».
После наша землячка в составе Первого Украинского фронта, которым также командовал Ватутин, участвовала в освобождении Украины, её столицы Киева. Здесь Полина и её сослуживцы узнали о ранении и смерти прославленного полководца. Девчонки плакали, не скрывая слёз. На похоронах не были: война есть война, нужно было еще бдительнее нести службу. Позже посетили с подругами могилу земляка, поклонились его праху, возложили живые цветы. Были и другие операции, в которых Пелагея Соколова проявляла мужество. Указ о её демобилизации был подписан 23 июня 1945 года. Только после этого, прослужив более трёх лет, возвратилась в родное Арнаутово и приступила к мирному труду.
Василию Ефимовичу и Пелагее Васильевне в этом году исполнилось бы по 100 лет, Григорию Гавриловичу – 104. Их нет в живых, но память о них навсегда сохранится в сердцах благодарных земляков.