Профессия пожарного – одна из самых опасных. Для большинства решивших её выбрать – это, скорее всего, призвание. Перефразируя известное выражение, о ней можно смело сказать: «Есть такая профессия – спасать людей». Ведь работа пожарного заключается не только в укрощении огня, хотя это в ней основное. Они придут на помощь в любой опасной жизненной ситуации. Эти люди готовы без раздумий протянуть руку помощи. Именно о таком человеке пойдет речь в моём очерке.
Если сухо и вкратце, то получится так. Шаталов Владимир Иванович. 1965 года рождения. Стаж работы пожарным – 36 лет.
Но это будет неправильно, о человеке этой профессии невозможно рассказать в трёх предложениях. Поэтому, попытаюсь сделать это более развернуто.
«Однажды возвращаясь с друзьями из сельского клуба, увидели сильный дым. Горел жилой дом. Не думая об опасности для себя, разбудили хозяев, стали вытаскивать из горящего здания мебель и вещи», – вспоминает Владимир Иванович.
Возможно ещё тогда, не вполне осознанно и мимолётно, в голове юноши промелькнула мысль стать пожарным. Но на тот момент нужно было получать образование, потом предстояла служба в рядах Советской Армии.
Отдав долг Родине, Владимир устроился на работу в строительную организацию. Спустя какое-то время началась реорганизация предприятия и молодой человек задумался о смене рода деятельности.
Брат товарища на тот момент руководил пожарной частью. Там расширялся штат, добавилась должность начальников караулов. Так Владимир Иванович вместе со своим земляков Виктором Харыбиным, с которым, кстати, трудятся вместе и по сей день, попали в ряды огнеборцев.
По словам Владимира Ивановича, заходя в горящее помещение, уже знаешь, где в первую очередь нужно искать людей, если есть предположение, что они не успели выбраться. Чаще всего пострадавшие прячутся под стол или под кровать, то есть туда, где меньше дыма.
«В подвале жилого дома произошло задымление. По прибытию на место от собравшихся на улице людей, мы выяснили, что там могут находятся люди без определённого места жительства. Включившись в звено газодымозащитников, спустились в подвал. При первоначальном осмотре никого не обнаружили, но интуитивно я чувствовал, что там кто-то есть. Только с третьего захода мы нашли человека и вытащили его на улицу, передав службе скорой помощи», – вспоминает Владимир Иванович.
Некоторые думают, что пожарные приезжают на место загорания и начинают просто проливать здание водой с разных сторон. На самом деле это всегда слаженная и чётко организованная работа. Сначала спасатели выбирают направление тушения. Если есть угроза жизни человека – первоначально предпринимают действия для его спасения, если есть опасность взрыва газа, то направляют усилия на её устранение. Если глобальной угрозы нет, то стараются ликвидировать пожар с минимальным ущербом для материальных ценностей.
Большую сложность зачастую представляют очевидцы событий. Зеваки подбегают с претензиями. Почему так долго ехали? Почему одна машина? Почему без воды? И всё это под прицелом телефонных камер.
«Не будешь же стоять и рассказывать людям о предельно допустимой скорости или о том, на сколько времени работы ствола хватает воды из заполненной под завязку автоцистерны. Поэтому мы молча делаем свою работу, не обращая внимания на эти вопросы», – делится Владимир Шаталов.
Хотя, в большинстве случаев, тот же самый телефон может спасти чью-то жизнь. Время реагирования и прибытия напрямую зависят не только от своевременности обнаружения, но и от того, как быстро сообщили о происшествии в соответствующую службу. По словам пожарных, тушить проще всего, когда огонь только начинается, то есть в первые 15 минут.
«Спасая человека, ощущаешь чувство выполненного долга и испытываешь удовлетворение от факта сохранения чьей-то жизни. Не меньшее облегчение и от того, что не придётся сообщать плохую весть родным и близким. Самое страшное – смотреть в глаза человеку, у которого кто-то погиб», – поделился Владимир Шаталов.
Не стоит забывать, что, кроме пожаров, к сожалению, происходят ещё и ДТП, случаются происшествия на воде, захлопываются двери в жилище, в котором может находиться маленький ребёнок. Во всех этих случаях не обойтись без помощи сотрудников пожарно-спасательной части.
«Пожарный расчёт обязан выехать на поступивший на пульт диспетчера сигнал пожарной сигнализации в социально-значимом объекте. А сработать он может просто на подгоревшую пищу. Но, как говорится, лучше перебдеть», – рассказывает пожарный.
А чего стоят залезшие на крышу или дерево коты, упавшие в яму животные. Случаются и ложные выезды, когда кому-то что-то показалось. Очень часто таковые происходят в случаях, когда человек принимает за пожар дым от огневых работ, разжигаемых костров, или водяной пар, кажущийся на расстоянии задымлением.
«А ещё поводом для ложного выезда может послужить баловство детей. Но тут не стоит забывать, что вызов ложный, а штраф за это – реальный. Но дело не в деньгах, а в том, что, возможно, в это время кому-то действительно требуется экстренная помощь», – рассуждает Владимир Иванович.
Бытует мнение, если нет выездов, то пожарные отдыхают и ничего не делают. Но это, конечно же, не так.
«Как и в любом виде деятельности, у нас есть ещё и работа с документами. Составление планов и карточек тушения пожаров на организации, расположенные в районе выезда. Разработка планшетов и справочников водоисточников, которые нужны для определения кратчайшего маршрута следования пожарного расчёта к месту вызова и многое другое», – рассказывает Владимир Шаталов.
Два раза в год проводится проверка пожарных гидрантов. Для этого составляются графики, за караулами закрепляются маршруты.
Практически ежедневно пожарные отрабатывают различные нормативы. Они оттачивают навыки по пожарно-спасательной подготовке, оказанию первой помощи, боевого развёртывания , то есть отрабатывают все действия, которые могут помочь предотвратить или минимализировать страшные последствия происшествия.
Владимир Иванович может говорить о своей работе бесконечно. По эмоциям и горящим глазам пожарного понимаешь, насколько он её любит. Наверное, я бы ещё много могла узнать о нелёгких буднях огнеборцев, но сообщение от диспетчера об очередном происшествии, требующим помощи спасателей, поставило в нашем разговоре точку.
«Стаж работы в пожарно-спасательной части у моих коллег разный, кто-то пришёл почти 40 лет назад, кто-то совсем недавно. Но практически для каждого из нас это не просто профессия, а своего рода стиль жизни. Это работа для настоящих мужчин. Тушение пожара – командная работа, здесь нет главных. В любой момент любой из нас с уверенностью может положиться на каждого человека из своего караула. Все они – надёжные люди. А это в нашем деле – самое главное!», – подытожил Владимир Шаталов.