Этот телефонный звонок был ожидаем. Обычно всегда, когда материал в «Знамени труда» поднимал сколько-нибудь значимую проблему, особенно касаемую благоустройства города Бирюч, тут же находились люди, которые высказывали своё неудовольствие по поводу его публикации.
Так получилось и на этот раз. Отклик на материал не заставил себя долго ждать. В тот же день после выхода газеты с материалом «Благоустройство – дело каждого» («Знамя труда» за 11 августа, № 32) мне домой позвонил по телефону мужчина. Не представившись, сердитым голосом спросил:
«И вы, товарищ Цыкаленко, считаете, что всё, что делается в городе в плане благоустройства, всё обстоит хорошо, нет никаких изъянов?»
Честно скажу, я не сразу нашёл, что ответить на этот вопрос. Да мой оппонент явно в нём и не нуждался. Даже не сделав паузы, он продолжал всё тем же недовольным голосом:
«Почему это другие люди должны участвовать в благоустройстве города? Для этого есть администрация. Вот и пусть там поворачиваются, как надо. Да за качеством проделанной работы следят. А то глава администрации только приступил к работе, а сколько хвалебных статей опубликовано в газете в его адрес».
И тут в трубке моего телефона раздались отрывистые гудки. Мужчина посчитал, что всё, что нужно, он высказал, и прервал телефонный разговор, не дав мне сказать в ответ на его замечания хотя бы одно слово. Ну что же. Постараюсь это сделать посредством газеты.
Говоря по чести, я строго слежу за публикациями в газете и что-то не обнаружил хвалебных статей насчёт главы городской администрации. Хотя, скажу откровенно, он того заслуживает. Человек практически чуть ли не круглые сутки на работе, прикладывает усилия к тому, чтобы город становился красивее, уютнее, чтобы в нём хорошо жилось людям. Посмотрите, сколько сделано за последнее время. Оделись в твёрдое покрытие многие дороги, другие отремонтированы, проложены тротуарные дорожки, высажены деревья, цветы, проделана другая огромная работа.
Между тем должность главы администрации не из лёгких, не каждый отважился бы её занять. Я хорошо помню, как мы, депутаты поселкового совета, избирали первого главу администрации. Выдвигали одну кандидатуру, другую, третью, но люди открещивались от этой должности. Не находилось охотников занять её.
Должность довольно хлопотная, неблагодарная. Как заметил один мой знакомый, занимавший в своё время в городской администрации довольно высокий пост, что ни делай, как ни старайся – многие всё равно недовольны. Редко кто одобрительно отзовется о её деятельности. Больше звучит критика. А есть, прямо скажем, штатные критики. Что бы ни сделали в городе – им всё не так. Примеры? Сколько угодно. К 300-летию Бирюча (тогда ещё посёлка Красногвардейское) на месте Дома культуры начали возводить храм. И вот моя знакомая при встрече со мной возмущается:
«Кому он нужен, этот храм? Только зря деньги затрачивают».
Между прочим, женщина глубоко верующая. Но вот такая у неё позиция.
Пытался убедить её, что таким образом исправляется допущенная ранее ошибка. Ведь Дом культуры размещался в стенах бывшего храма. Вот теперь её исправляют, всё, как говорится, возвращают обратно. Но все мои доводы оказались напрасными: женщина осталась при своём мнении.
Раньше, идя на работу или возвращаясь с неё, часто встречал другую женщину. И при встрече она вместо приветствия сразу переходила к делу. Указывала на недостатки в плане благоустройства. И то плохо в городе, и другое, и то делается не так, и это. Не замечала никаких добрых перемен, как хорошеет город Бирюч. Повсюду укладывается тротуарная плитка, высаживаются деревья, кустарники, разбиваются цветочные клумбы. Город буквально преображается на глазах.
И, что интересно, обычно возмущаются люди, которые палец о палец не ударят, чтобы хоть что-то полезное сделать для города. Навел справки насчёт этой женщины. И что выяснилось? Проживает в многоквартирном доме. Но ни разу не принимала участие в его благоустройстве. Другие возле него проводят уборку, высаживают деревья, цветы. Она же сторонится всех этих дел, заявляет, что для этого есть администрация, вот, мол, пусть её сотрудники и делают всё это. Они-де за это деньги получают.
Недалеко от центра города проживал один человек. Тоже занимался критикой, как в городе всё плохо делается. Всё не так. Я, как обычно, думал: раз товарищ всё критикует, значит, у него на подворье и вокруг него идеальный порядок. Иначе ведь быть не может. И как-то оказался на улице, где он проживает. Мне показали его дом. Я глазам своим не поверил. Крыша проржавела, дом, наверное, как покрасили при строительстве, а было это несколько десятилетий назад, так больше его стен не касалась кисть. Возле подворья бурьян чуть ли не в человеческий рост. Я не говорю уже о цветах, клумбах и прочем. Таковых придворная земля никогда не видывала.
Некоторые даже возле своего подворья не желают ничего делать, всё кивают на городскую администрацию. Скажем, талая и ливневая вода, сбегая по склону, идёт во двор. Что в таких случаях делает добрый хозяин? Верно. На её пути сооружает своеобразное препятствие. Сам, без чьей-либо помощи. Надёжное, из бетона, чтобы потом не бегать с лопатой, кляня всех и вся. Или другой случай. Та же вода подтапливает огород. К слову, такая же картина была у нас в селе Весёлое. Что мы сделали? Прорыли канаву, чтобы вода не заходила на него. А как поступили некоторые жители города Бирюч? Обратились в городскую администрацию: придите и выкопайте вокруг нашего огорода канаву. И таких просьб – уйма.
А находятся ещё люди, которые не только не помогают в благоустройстве, а ещё мешают, предъявляют к людям завышенные требования. Не так давно довелось наблюдать такую картину. На одном из переходов через канаву, идущую от консервного завода, строители прокладывали тротуарную плитку.
Делали это старательно, качественно. И вот подходит к ним солидная дама и с повышенными нотками в голосе заявляет:
«Вы почему не оставили проход для людей?!»
Те пояснили, что ни о каком проходе не может идти и речи, так как ширина моста и без того не превышает и полутора метров. Но женщина не успокаивается, срывается на крик:
«А как я пройду на другую сторону?!»
«Так всего в ста метрах есть другой мост. Через него и перейдите».
«Ещё чего не хватало, – не унимается гражданка. – Буду я ещё делать каких-то сто метров. Прежде чем приступать к работе, надо о людях думать!»
Пришлось мне вмешаться.
«Чего вы шумите? – сказал я. – Неужто не понимаете, что временный проход через этот мост сделать невозможно?»
Дама резко повернулась в мою сторону, уже хотела было обрушить свой гнев на меня. Но что-то её остановило. По всей видимости, узнала меня, бывшего сотрудника редакции, в своё время немало публиковавшего статей по поводу благоустройства города.
И ещё один аспект хотелось бы затронуть: как мы относимся к контейнерам, предназначенным для бытовых отходов. Я уже не веду речи о том, что мы используем их явно не по назначению, бросаем туда всё, что не пригодилось на собственном подворье: пожнивные остатки, негодный стройматериал, всевозможный мусор. Да всё, что подвернётся под руку. Однажды трое дюжих молодцев подъезжают на автомобиле с прицепом, извлекают из него доски, в два или в три раза превышающие длину контейнера, и бросают в него.
«И как затем их будут выгружать в спецавтомобиль? – спрашиваю их. – Ведь доски в контейнере люди завалят мусором. Прежде, чем их вынуть, придётся освобождать весь контейнер. Вы представляете, сколько для этого потребуется усилий?»
Те, не ожидавшие такого вопроса, остановились в недоумении.
«А что же делать?» – наконец спросил один из них.
«Не знаю, – ответил я. – Знаю лишь одно: им не место в контейнере».
Мужчины согласились. Погрузили обратно доски на прицеп и уехали.
Буквально через день или два смотрю, взрослый мужчина тащит огромную ветку и тоже суёт в контейнер. Пришлось и ему сделать замечание.
И думаете, это единичные случаи? Как бы не так. Вот снова из контейнера торчат концы досок, которые при выгрузке не пройдут в проём автомобиля.
А в другом случае великовозрастные недоросли вообще сбросили контейнер с мостика, не поленившись при этом протащить его с пару десятков метров. Совершили, так сказать, героический поступок!
Как-то в беседе со мной один знакомый мужчина заметил, что для того, чтобы делать что-то полезное для своего города (да любого населённого пункта), надо его любить. И я с ним вполне солидарен. Любить. И не только город, но и свой дом, своё подворье, наконец – самого себя. Любить и уважать. Тогда и люди так же отнесутся к тебе.