Local Logo
Новости Красногвардейского района Белгородской области
100.00
+0.00$
105.71
+0.00
+6 °С, облачно
Белгород

Уроженец Бирюча Алексей Крупенко посвятил гражданской авиации около 45 лет

13 октября 2022, 13:00ОбществоФото: Личный архив Алексея Крупенко

Свои первые полёты он совершил на малую родину.

Грезил о небе

Многие жители нашей страны находились в начале семидесятых  под впечатлением  покорения человеком космоса. Немало молодых людей мечтало повторить путь Юрия Гагарина. Грезил небом  и подросток из посёлка Красногвардейское Алексей Крупенко. Обучаясь в местной средней школе, ответственно и с интересом осваивал различные предметы. Большое внимание уделял физической подготовке. Он благодарен учителям, которые давали не только прочные знания, но и добрые наставления, советы. Второй мамой ребята называли классного руководителя Неллю Приходько, с которой можно было поделиться самым сокровенным, своими планами и мечтами. И поэтому когда плотно сбитый, спортивного телосложения, решительный юноша на одном из классных часов  заявил о желании поступать в Оренбуржское лётное военное училище, нашёл понимание и поддержку у Нелли Евгеньевны. Успешно сданы экзамены. Но в отличие от Юрия Гагарина Крупенко не был принят в учебное заведение – не прошёл по конкурсу.

Переживать по этому поводу долго не пришлось, так как вскоре был призван в армию. Службу проходил в Западной Группе войск в Германии. После увольнения  поработал в райкоме комсомола, который на тот момент возглавлял Иван Масловский. Приходилось взаимодействовать  с Анатолием Носачёвым.

В гражданскую авиацию

Но мечта о небе не оставляла молодого человека. И он поступает в училище гражданской авиации, которое располагалось в городе Сасово Рязанской области. Быстро пролетело время учёбы. И вот Крупенко – дипломированный пилот АН-2, прозванного в народе «кукурузником».

«Конечно, это не сверхзвуковой истребитель. Но, находясь за штурвалом даже такой машины, испытываешь непередаваемые неземные ощущения», – считает Виктор Крупенко.

А какие эмоции накатывали на начинающего лётчика, когда перед заходом на посадку в красногвардейском аэропорту он делал петлю над родовым гнездом. Знал, что в этот момент устремляют свои взоры в небо папа и мама, родственники, а их сердца  наполняются гордостью.  В зоне его обслуживания также находились Алексеевка, Никитовка, Ровеньки. Когда в областной аэропорт поступили самолёты Л-410 чехословацкого производства, пришлось повышать квалификацию в центре переподготовки в Ульяновске. Сразу расширилась география полётов, включая Москву, Сочи, другие города.

Фото: Личный архив Алексея Крупенко

Командир воздушного судна

Как вспоминает ветеран авиации, двухвинтовые иностранные машины не прижились. Взамен поступили новые. За время работы опробовал самолёты разных модификаций. Каждый раз предстояли стажировки, переобучение. Ведь лётчик, как сапёр, не имеет права на ошибку, потому что цена её не только собственная жизнь, но и многих людей, избравших этот транспорт для передвижения. Будучи вторым пилотом, Алексей Викторович в течение пяти лет выполнял положенный объём часов, в совершенстве осваивал необходимые навыки, прежде чем совершить первый самостоятельный полёт в качестве командира воздушного судна. Произошло это в 1981 году  на реактивном Як-40.

Коммерческие перевозки

За плечами была десятилетка интересной, плодотворной деятельности, когда нагрянули перестроечные времена. Вслед за развалом Советского Союза началась деградация многих секторов экономики. Не минула эта участь и пассажирский транспорт. Отправившись в Москву, наш земляк трудоустраивается в авиационное предприятие «Центр-Юг».  Ему доверили пост лётного директора компании, в ведение которого входила организация коммерческих перевозок. Один из бортов переоборудовали под бизнес-класс. Естественно, нашлись соответствующие клиенты – артисты, бизнесмены, политики.

Фото: Личный архив Алексея Крупенко
«Несмотря на свой „звёздный“ статус, в основе своей они адекватные, доступные люди, со своими преимуществами и недостатками», – высказал своё мнение собеседник.

Самые приятные впечатления у него остались о Льве Лещенко, Владимире Винокуре, Юрии Антонове, Олеге Газманове, Стасе Михайлове. Как отметил Алексей Викторович, его солидная трудовая биография включает и другие интересные события, в частности, связанные с волейбольной командой «Белогорье».

 С клубом «Белогорье»

 В своё время наши спортсмены под руководством прославленного тренера Геннадия Шипулина успешно выступали не только в российских, но и зарубежных турнирах. Благодаря этому клуб позволил себе приобрести Як-40. Руководство пригласило Крупенко возглавить экипаж самолёта. Он не мог устоять перед таким предложением. По его признанию, это было незабываемое время. Игроков, тренеров, обслуживающий персонал приходилось доставлять в столицу нашей Родины, Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург. Из международных адресатов – Италия, Испания, Польша, Турция, Черногория. В такие вояжи, на взгляд Алексея Викторовича, члены экипажа становились частью спортивной команды, радуясь за её успехи и переживая за неудачи. Алексей Викторович дорожит сложившимися искренними товарищескими отношениями с Геннадием Шипулиным, членами волейбольной сборной России, чемпионами Олимпийских игр в Лондоне Сергеем Тетюхиным, Тарасом Хтеем.

Новый  выбор

Через определённое время перед Крупенко встал новый выбор. Клуб «Белогорье» вынужден был продать самолёт в один из сибирских  городов. Ему предложили лететь туда, на что последовал отказ. А к новому месту назначения отправился второй пилот Игорь Гура. Алексей Викторович предпочёл в очередной раз перейти на работу в Белгородский аэропорт, с которым связано столько незабываемых событий. Здесь состоялись новые знакомства с известными людьми, в их числе чемпион мира по боксу Денис Лебедев, артисты Владимир Конкин, Александр Панкратов-Чёрный. Аэропорт стал местом встречи Алексея с будущей спутницей жизни Аллой Ивановной. Их семейному союзу исполнилось 45 лет. Они воспитали двух детей. Сын Юрий трудится в Москве, полковник полиции. Дочь Юлия – сотрудник  банка. Старшие Крупенко с особой теплотой и гордостью отзываются о двух внуках и внучке.

«В последнее время во мне боролись два чувства. Возраст как бы намекал, что пора прекращать свою деятельность. А состояние здоровья в 65 с лишним лет позволяло (что подтверждали регулярные медкомиссии) бороздить воздушное пространство», – поделился уроженец из Бирюча.

Окончательно распрощался он с любимым делом лишь в начале текущего года. Пилот первого класса гражданской авиации налетал 12 тыс. часов. Наш земляк награждён  медалью «За заслуги перед землёй Белгородской» второй степени.

И брат в авиации

Примечательно, что и родной брат героя моего повествования Сергей также оказался связан с авиацией. В 1978 году он демобилизовался из армии. За плечами был Белгородский строительный техникум, но попробовать свои силы по полученной специальности сразу не удалось. По стечению ряда сложившихся обстоятельств младший Крупенко продолжил службу в 689-м гвардейском Сандомировском ордена Богдана Хмельницкого истребительно-авиационном полку. Два месяца выполнял обязанности по техническому обслуживанию техники. Потом полугодичное обучение в школе прапорщиков. И вот он, механик по авиационному оборудованию, возвращается в родную часть. За пятилетнее пребывание в полку изъездил всю Прибалтику, побывал на знаменитом полигоне Капустин Яр в Астраханской области, в  городе Мары Туркмении, в 10 километрах от известной горной Кушки. Его память навсегда запечатлела встречу с лётчиком- асом, трижды Героем Советского Союза  Александром Покрышкиным, который посетил авиаполк по случаю 40-летия со дня его основания.

Гордился сыновьями

Рассказ об авиационной истории семьи Крупенко оказался бы неполным, не упомяни я о памятном эпизоде из жизни её главы  Виктора Васильевича. Участник Великой Отечественной войны покинул этот мир в 2018 году, не дожив до 93 лет. В 1935 году девятилетний парнишка стал свидетелем посадки самолёта вблизи районного центра. Любознательному мальчугану вместе с другой ребятнёй посчастливилось даже подержаться за крыло воздушного судна. А на борту его находились знаменитые люди – полярный лётчик, Герой Светского Союза Михаил Водопьянов и наш земляк, председатель ЦК профсоюза авиастроения нашей страны Павел Дурницын. Об этом Виктор Крупенко узнал много позже. И, конечно, он всегда гордился, что его старший сын навсегда связал свою жизнь с небом. А часть биографии второго наследника также была посвящена редкой и важной профессии.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Александр Новинкин
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ЭкономикаСегодня, 12:00
Лидия Попова из Красногвардейского района: «Больше удобства и возможностей»
Материал
Общество15 ноября , 11:00
Минэнерго Российской Федерации подтвердило готовность энергетиков к работе в отопительный сезон
Материал
Общество15 ноября , 10:00
Педагог дополнительного образования красногвардейской станция юннатов: «Покормите птиц зимой»