Три года назад в Белгородской области произошла централизация службы скорой медицинской помощи, состоявшей до этого из самостоятельных структур. С 1 декабря 2019 года изменения коснулись и Красногвардейского района.
Что представляет собой сегодня служба скорой медицинской помощи? Как изменилась логистика её работы? В чём преимущества централизации для пациентов? С этими вопросами мы отправились на пост, расположенный в городе Бирюч.
Сразу скажем: основной принцип работы не изменился. Пациент звонит по телефону, сообщает симптомы и жалобы, называет адрес, к нему направляется медицинская бригада.
И вот как раз первое новшество: Единая диспетчерская служба, расположенная на базе регионального МЧС. До централизации её не было, и, по данным областного минздрава, люди в основном вызывали скорую через городские номера. А вспомнить номер из 5-6 цифр в экстремальной ситуации, возникшей внезапно, согласитесь, сложнее. Теперь же каждый звонок, поступивший на единые номера 103 и 112, обрабатывается специалистом, который передаёт информацию в межтерриториальный диспетчерский центр.
При этом на помощь спешит та бригада, которая в данный момент находится ближе к больному, даже из соседнего муниципалитета. И это второй плюс централизации: человеку не придётся ждать, пока медики обслужат другой вызов.
«Сейчас в 93 % экстренных вызовов скорые добираются до пациентов за 20 минут и даже меньше. Экстренной ситуацией считается та, которая может угрожать жизни человека, например, дорожно-транспортное происшествие, кровотечение или роды», – пояснила старший фельдшер Красногвардейского и Веселовского постов Ирина Старова.
В Красногвардейском районе функционирует четыре поста скорой медицинской помощи. Они расположены в городе Бирюч, сёлах Весёлое, Ливенка и Никитовка. На каждом посменно (12 часов) трудится по четыре бригады, состоящие из водителя и двух медицинских работников.
В день нашего визита на посту в Бирюче находились фельдшеры Михаил Дубянский и Евгений Литвиненко вместе с водителем Иваном Кожуховым. В промежутке между вызовами с ними удалось немного пообщаться.
В службе скорой помощи Евгений Литвиненко трудится вот уже 22 года. Однако с медициной его профессиональная деятельность связана гораздо дольше. В 1985 году, по окончании Веселовской средней школы, поступил в Валуйское медучилище, где в течение трёх лет постигал азы избранной профессии. Потом отслужил в армии. Сейчас, кстати, Литвиненко – сержант запаса медицинской службы.
Его коллега Михаил Дубянский – из Засосны. В профессию пришёл в 2003 году, сразу после окончания Валуйского медучилища. Спустя три года немного сменил вид деятельности, перейдя на работу в лабораторию. Но позднее фельдшер снова вернулся на скорую.
В бригаде Михаила Дубянского – водитель Иван Кожухов. Сюда он пришёл восемь лет назад из сельскохозяйственной отрасли: раньше трудился в колхозе механизатором.
А теперь заглянем в машину скорой помощи. Она оснащена современным медицинским оборудованием. Здесь и аппарат для искусственной вентиляции лёгких, и дефибриллятор, и пульсоксиметр, и акушерский набор, и травматологическая укладка, и всевозможные штативы, контейнеры, ампулы… Есть и электрокардиограф с функцией дистанционной передачи измерений. И это третье новшество.
«Бригады скорой работают с планшетами, чтобы оперативно принимать и передавать информацию. Это очень важно, особенно когда пациента нужно доставить в больницу. Принимающий его врач ещё до приезда бригады знает максимально возможную информацию о больном. Также это позволяет выстроить логистику по маршруту», – подчеркнула Ирина Старова.
Поясним на примере. У пациента, вызвавшего скорую, подозревается инфаркт. Сделав электрокардиограмму, фельдшер скорой медицинской помощи передаёт результаты дежурному кардиологу в Старооскольскую «Клинику сердца». Врач расшифровывает их и пересылает заключение. При подтверждении диагноза бригада экстренно транспортирует пациента в названное медучреждение (по маршрутизации). При этом дежурный кардиолог в онлайн-режиме мониторит состояние пациента и назначает рекомендации при транспортировке. А если, например, у пациента признаки инсульта, по той же схеме его отвозят в первичное сосудистое отделение Алексеевской центральной райбольницы, где уже оказывается высококвалифицированная медицинская помощь.
В экстренных ситуациях, когда тяжёлого пациента нужно срочно доставить в областной центр, используется появившаяся сравнительно недавно санитарная авиация. С её помощью медики при необходимости могут и оперативно прилетать на место происшествия.
«Это не просто перевозка: забрали пациента, положили на носилки и полетели. Вертолёт обеспечен всем необходимым медицинским оборудованием, то есть можно оказывать помощь и мониторить жизненные функции во время полёта», – добавила старший фельдшер.
В среднем по району одна бригада скорой медицинской помощи обслуживает от 9 до 15 вызовов за 12-часовую смену. Чаще медикам приходится сталкиваться с гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и вегетативно-сосудистой системы.
«За смену, бывает, и 600 км приходится преодолевать», – говорил водитель Иван Кожухов.
«Главное – успеть, доехать, помочь, довезти… И тогда ты можешь выдохнуть с некоторым облегчением. А привыкаешь со временем ко всему. И к виду крови в том числе», – добавил фельдшер Евгений Литвиненко.
И вспоминает случай зимой, когда женщину покусала собака. С сильно повреждённым лицом её отвезли в Белгород.
Бывают, к сожалению, и ложные вызовы, что очень огорчает: ведь в это время, возможно, кому-то по-настоящему требовалась помощь… А на вопрос, тяжело ли морально выезжать на места дорожно-транспортных происшествий, медики пожимают плечами: мол, особой разницы нет. В разговор вступил водитель:
«Тяжело, когда среди пострадавших – дети…»
Есть в работе службы скорой помощи и такие моменты, когда на душе становится особенно радостно с осознанием того, что ты помог появиться на свет новой жизни. Да, фельдшерам за многолетнюю практику приходилось и роды принимать. О чём они вспоминают и сейчас, ведь такие случаи единичны.
«Вызвали нас, схватки. Беременность 38 недель. Приехали, а родовая деятельность уже идёт. Напарница стала роды принимать. Всё нормально прошло. Отвезли потом маму и малыша в Алексеевку», – рассказал Михаил Дубянский.
Похожий случай был и в практике Евгения Литвиненко. Женщина в возрасте, ребёнок уже четвёртый или пятый.
«Пока туда ехали, уже понимали, что придётся роды самим принимать, довезти не успеем до больницы», – говорил фельдшер.
Свои коррективы в работу службы скорой помощи внесла и коронавирусная инфекция, в разы увеличив количество вызовов. Это сейчас уже медики привыкли к таким вызовам, которых стало гораздо меньше. А два года назад никто ещё не знал, с чем столкнулся мир. И работникам скорой пришлось, как говорится, первый удар брать на себя.
«Мы первый раз с фельдшером Игорем Хаустовым поехали на такой вызов, респираторы надели, резиновые костюмы, перчатки, а на улице жара под 30 градусов. Это сейчас костюмы из лёгкой, дышащей ткани, более-менее комфортные. Минут 20 едем в машине во всём этом обмундировании, душно. Обслужили вызов, повезли пациента в Старый Оскол. Я напарнику и говорю: не знаю, как ты, Игорь, а я скоро сам упаду от кислородного голодания», – вспомнил Евгений Литвиненко.
«Первое время было тяжело, и по четыре раза в Старый Оскол ездили за смену, и в Белгород два раза могли съездить», – подхватил Иван Кожухов.
«Да и прошлой осенью было как-то 10 вызовов за смену. Во всех случаях признаки одни и те же: температура, насморк, кашель. У многих потом ковид подтвердился», – добавил Михаил Дубянский.
О своей работе сотрудники службы скорой медицинской помощи рассказывают коротко. Но за их немногословием – вовремя оказанная помощь. И спасённые жизни.