У Александра Качалова участие в Афганской войне – особый период службы в армии. В 80-х годах прошлого века он выполнял интернациональный долг, события того времени сохранились в его памяти – будто было это вчера.
Родился Александр в селе Весёлое, в семье Дмитрия Владимировича и Нины Николаевны вторым ребёнком. Когда пришло время сесть за школьную парту, проявлял интерес к учёбе. Окончив десятилетку, в жаркий летний день сельский парень пришёл трудиться на центральный ток колхоза имени Ильича, куда поступало с поля на сушильный агрегат зерно.
Осенью 1981 года юноша получил направление Красногвардейского райвоенкомата на курсы водителей в Алексеевское профессиональное училище № 24. В марте 1982 года был призван на службу Отечеству. Мать, провожая сына в армию, не знала, где она будет проходить, но почему‑то по щекам катились слёзы, и она шептала, как молитву, слова: «До свидания, сынок, возвращайся живым назад». А коротко стриженный парень храбрился…
В учебном взводе автобатальона в городе Грозный учили держать в руках боевое оружие, выходили на стрельбище. Конечно же, у Александра, как и его друга Ивана Костева, не возникло тревоги, когда они узнали, что вместе с 75 белгородскими парнями их отправляют в Кандагар. Тогда они ещё не понимали, что такое война.
«В письмах домой старался скрывать от матери правду о месте службы, чтобы не волновалась», – вспоминает Качалов.
К войне нельзя подготовиться, но поддержку 18-летние безусые солдаты получали от командиров – боевых отцов Сергея Муравлянского и Игоря Позднякова. Они первыми рисковали, прикрывая собой воинов.
Слушаю я воина-интернационалиста и понимаю, как тяжело вспоминать о тех ужасах, с которыми пришлось столкнуться на чужой земле. Он был солдатом, верным присяге и долгу, и узнал воочию, что значить находится на боевых позициях.
Афганские горы – грозные и неприступные, под ногами скрипит песок, жара и дикая жажда, которую трудно было утолить. Солдаты жили в больших палатках до 25 человек, у каждого бойца был автомат АК-74. Рядовой Качалов служил водителем военной машины ГАЗ-66, обеспечивал доставку продуктов питания, боеприпасов.
«Однажды по движущейся колонне с боеприпасами из ближайшего кишлака душманы открыли огонь. Получил ранение, но поставленную командиром задачу выполнил», – рассказывает Александр Дмитриевич.
В беседе поинтересовался у воина, как он относится к тому, что пишут о той войне. Он задумчиво говорит: «Я читал эти книги, статьи и отмечу, что большинство историй реальные, трагедии подлинные. А если хотите понять Афган – послушайте песни тех лет».
Он редко надевает награды, нечасто рассказывает землякам о своих армейских буднях. А ведь с той войны 20-летний солдат привёз в отчий дом не только воспоминания. Рядовой Качалов был удостоен медали «За боевые заслуги», есть награда «От благодарного афганского народа» с арабской вязью на оборотной стороне.
Трудовую биографию Качалов начинал водителем в колхозе имени Ильича, возил по полям начальника участка Митрофана Яковлевича Свищёва. А вечерами приходил на улицу к девчатам, где звучали песни. Там и приглянулась ему красивая, весёлая Нина Матвеева. Встречались недолго, создали семью, правление колхоза выделило в селе Новохуторное жильё.
Уже более трёх десятков лет они идут вместе по жизни, вырастив сына Виталия и дочь Татьяну. Теперь глава семьи трудится контролёром на площадке Красногвардейского свинокомплекса.
Воин-интернационалист знает цену жизни и радуется мирному небу, под которым живут его внуки: Кирилл, Дмитрий, Илья и Алексей. Когда дедушка рассказывает мальчишкам о военной службе, из которой извлёк уроки нравственности, где видел настоящий патриотизм русских солдат и офицеров, то они рассматривают его награды.
Примечательно, что Качалов поддерживает мужскую дружбу с Иваном Костевым. Теперь уже породнились, он стал его кумом. Своих боевых друзей нашёл в социальных сетях, поддерживает связь с командиром.
Прошли годы, многое подвергается сегодня переоценке. Но одно можно утверждать точно: кто прошёл дорогами Афганистана, не уронил честь и славу ветеранов Великой Отечественной.