Каждое образовательное учреждение создало свою модель профориентационной работы с учётом запросов работодателей и возможностей образовательной организации. Классный руководитель анализирует психологические особенности, таланты, склонности обучающихся, помогает им вести портфолио достижений, проводит родительские собрания на тему профориентации. Учителя-предметники формируют интерес к своей дисциплине, мотивируют одарённых в своей предметной области учеников к участию в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
«В начальных классах продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники. Большим подспорьем являются кружки, дополнительные занятия по интересам», – рассказала директор Центра сопровождения образовательной деятельности Лилия Стоцкая.
С переходом ребят в среднюю школу в профориентацию включаются разнообразные игры: деловые, профориентационные, психологические. Проводятся циклы профориентационных часов, на которых обсуждаются социальные проблемы, касающиеся жизни школы, района, области, привлекаются выпускники школ, которые учатся в вузах, учреждениях среднего профессионального образования или уже работают. Они рассказывают о своём опыте выбора будущей профессии.
«В 8–9 классах начинается активная диагностическая работа, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Профориентационная работа реализуется в рамках дополнительного образования в объединениях: „Лесничество“, „Кройка и шитьё“, „ЮИД“, „Юный спасатель“, „Музейное дело“», – добавила Лилия Стоцкая.
Важную роль в профориентации играет выполнение профессиональных проб. Они помогают более точно и осознанно сформировать свои профессиональные интересы, лучше понять, подходит ли та или иная профессия. Самые популярные среди школьников – «Проектория», JuniorSkills, «Кванториум», «Билет в будущее».
«Ученики 10–11 классов общеобразовательных школ района обучаются в учебно-профориентационном центре Красногвардейского района, получают бесплатные профессии: швея, тракторист категории „С“, а также платные – водитель транспортного средства категории „В“ и „С“. Старшеклассники одновременно с учёбой в школе могут пройти программы профподготовки на базе Бирючанского техникума, вместе с аттестатом получить свидетельство о рабочей профессии. Специальности, реализуемые в рамках профессионального обучения: электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь по ремонту автомобилей, секретарь-администратор, радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, флорист», – пояснила специалист.
Профессиональные конкурсы «Мой первый бизнес», «Учитель будущего», «Моя страна – моя Россия», «Цифровой прорыв», «Управляй», «Школа реальных дел» – дают возможность реализовать свой талант и потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы. Участие в них помогает школьникам найти единомышленников и завести полезные знакомства, поступить в вуз или пройти перспективную стажировку, выиграть грант, найти наставника, который поможет отточить мастерство или развить лидерские качества.