Алексей Саввин – заместитель генерального директора акционерного общества «Агропромышленный комбинат „Бирюченский“ по растениеводству, а односельчане по‑прежнему его величают главным агрономом, – стал маяком среди красногвардейских агрономов. К нему прислушиваются, на него оглядываются, от него ждут совета. Его труд недавно отмечен почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
А всё потому, что хозяйство, где Алексей Саввин «агрономит» 28 лет, стало выделяться урожаями не только в районе, но и в области, неоднократно заносилось на региональную Доску почёта. Причём удаются все культуры, а о недоборах не услышишь в любой год, какими бы неожиданными трудностями ни обернулся он для земледельца.
И, встречаясь в различных ситуациях с агрономом Саввиным, ни разу не слышал, чтобы ссылался он на эти трудности. А когда подходит время подводить итоги, агропромышленный комбинат всегда с хлебом, кормами.
Это не удивительное везение. Саввин – агроном-труженик. Вся его удачливость в том, что не даёт себе ни в чём поблажек, глубоко увлечён работой с землёй. В селе любой скажет: раньше других в полях можно увидеть агронома, благо, что они примыкают практически к его дому. Образно говоря, Алексей Петрович денно и нощно присутствует на них, частенько шагами меряет участки. На «Патриоте» или «Ниве» не будешь же колесить по озимым, кукурузе, подсолнечнику… Вот и «приземляется» Саввин, оставив легковушку на краю плантации.
По его мнению, иначе нельзя. Не увидишь как следует, чем в данный момент живёт земля. Да, живёт. Здесь Саввин мыслит весьма современно, считая землю и всё, что на ней растёт, единым живым организмом. Видимо, такой подход помогает ему замечать многое, как говорится, в зародыше. А накапливаемые годами наблюдения за конкретными полями дополняют эту агротехнику, которую Саввин изучал в институтских учебниках. Который год в агрокомбинате применяют глубокорыхлители при осенней обработке будущих кукурузных плантаций, что способствует лучшему развитию корневой системы растений, а значит, и повышению урожайности этой главной кормовой культуры.
Не так давно пришлось беседовать с работниками молочного комплекса агрокомбината, являвшегося его гордостью. Отмечали животноводы его промышленную технологию, высокопродуктивный состав дойного стада и не могли умолчать об агрономе.
«Мы, конечно, видим старания главного зоотехника и главного ветврача, заботу о животноводстве генерального директора Виктора Емельяновича Миляева, – говорили животноводы. – Но наипервейшая заслуга в росте продуктивности скота – Алексея Петровича».
Он в полях всё переиначил. И теперь не только в стойлах стало больше кормов, но и сами они совсем другого качества. Подтверждает это и генеральный директор Виктор Миляев.
В самом деле, как иногда бывает? Если хозяйство обыкновенное товарное, чем обычно измеряют профессиональную зрелость агронома? Урожайностью зерновых культур. Кормовые в этих условиях где‑то на заднем плане. И всё бытует одно предвзятое представление: продуктивность скота зависит главным образом от зоотехника. А так ли это?
В «Бирюченском» агроном и зоотехник работают на животноводческий цех. И всё это потому что, как заметил генеральный директор, оба – на высоте.
Наблюдательный, дальновидный Алексей Саввин, может быть, раньше других понял: содержать молочный скот на привычном в наших местах рационе из соломы, кукурузного силоса с добавлением концентратов – это значит стоять на месте. Задачи усложняются, требования растут.
С введением в строй молочного комплекса дойное стадо возросло на 1800 голов, их насчитывается на сегодня 3340. Исходя из этого, агрослужба рассчитала структуру посевных площадей с учётом увеличения производства кормов, богатых белками. Прежде пересмотрели севооборот. Трёхпольный «уступил» шестипольному, более 50 % в котором заняли кормовые культуры, почти в два раза выше прежнего. Теперь уже в «приросших» полях на 4175 га. Прежние их границы не позволяли удовлетворять заявки животноводов. Это во‑первых. Во‑вторых, участки не отличаются своей «масштабностью», склоновые, изрежены оврагами. Агроному было о чём задуматься. Вот и решил все поля с уклоном более трёх градусов, которых набралось без девяти гектаров две тысячи, засеять многолетними травами. И косогорье стало не узнать: поднялись на них, заиграли на ветру зелёными волнами кострец безостый, эспарцет… Прекратилась эрозия. Летней порой потянулись на молочные комплексы и фермы тракторы и машины с сочной зеленью, душистым сеном. И не только многолетних трав. До 700 га в прошлом году была доведена площадь бобово-злаковых смесей, включающих в себя люцерну, эспарцет, ежу сборную, кострец безостый. В число компонентов сенажа вошли гибрид и озимая вика, отдельные участки которых в прошлом году дали до 280 центнеров зелёной массы с гектара. Вот почему их посевы минувшей осенью расширили вдвое, доведя до 600 га.
Никуда и без королевы полей – кукурузы. Возделывается она как на силос, так и на зерно, соответственно на 1200 и 800 га. Причём первая высевается с различными сроками созревания, что позволяет повысить качество силоса. Сложным по климатическим условиям был 2020-й, и всё же комбинатовцы собрали с каждого гектара по 302 центнера зелёной массы кукурузы и по 65,4 центнера её зерна.
Заявка животноводов была удовлетворена, что и позволяет им круглый год поддерживать высокую продуктивность. Ведь и зимой, и летом в кормушки коров «закладываются» одни и те же рационы.
Но не только о кормах болит голова у Алексея Саввина. Сколько душевных сил и энергии вложил он в то, чтобы в земледелии агропромышленного комплекса была настоящая культура. Любое его предложение практически всегда находит одобрение у генерального директора Виктора Миляева, который, как Саввин, душой болеет за поле, понимая, что оно начало всему начал. Красота же его начинается с дороги, пролегающей рядом с участком, с обочины. Казалось бы, мелочь, но их нет в АПК. Здесь всё главное. Дороги всегда прогрейдированы, обочины покошены, на краю поля обязательно табличка с указанием возделываемой культуры, её сорта, площади и непременно с фамилией специалиста, закреплённого за данным участком, что в немалой степени повышает их ответственность за судьбу поля. Прививает её руководителям среднего звена и специалистам всё тот же Алексей Саввин.
Удивляюсь его редчайшей, прямо‑таки самозабвенной преданности делу. Сколько помню, всегда встречал его на дороге к полю, или на покосах, или в хлебах.
«А зачем мне быть в конторе? – удивляется он всегда, когда спрашиваешь, почему его не застать в кабинете. – В поле моё место».
Алексей Саввин рослый, с живыми, умными глазами. Быстр в движениях, равно как и в принимаемых решениях. Оригинально мыслящий человек, с ним всегда интересно говорить.
Непростое это дело – растить хлеб. Тем более что земледельческий цех открыт всем ветрам и непогодам. Разно случается: то подуют суховеи в пору налива, то ударят морозы, когда пшеница ещё не окрепла, не набрала силу, то дожди перечеркнули все планы, и поля покрылись сорняками. В таких случаях агроном не должен ошибаться, а найти оптимальный вариант, чтобы противостоять стихии.
Алексей Саввин вспомнил 1995-й, второй год работы агрономом-семеноводом и одновременно бригадиром Нижнепокровской полеводческой бригады после окончания Белгородского сельскохозяйственного института. Знания в нём получил обширные и крепкие, а вот практики… Овладевать ею помогал бригадир тракторной бригады Василий Толстых – опытный и знающий своё дело руководитель, хороший наставник молодёжи. В коллективе подобрались замечательные механизаторы, среди которых была узкая специализация, хотя все были мастерами на все руки. Василий Образцов и Михаил Маняхин, например, выращивали кукурузу и подсолнечник, Иван Карамышев и Василий Маняхин – сахарную свёклу, Александр Попков и Иван Левшин сеяли зерновые культуры. И всё же первостепенное внимание уделялось сахарной свёкле. Рабочих рук хватало. С прорывкой растений обходились своими силами. Тяпка многие годы выручала, о применении гербицидов экономисты не хотели и речи вести, считая это экономически неэффективным. 1995 год же заставил задуматься не только экономистов, но и других руководителей и специалистов тогдашнего акционерного общества «Русь». Лето оказалось дождливым, не позволяло свекловичницам выходить на плантации. Сорняки же тем временем не «дремали», в особенности осот.
«40-гектарный участок в урочище Пронин бугор до такой степени зарос им, – вспоминал Алексей Саввин, – что не только не было видно рядков, но и растения с трудом нащупывались».
Пробовали устанавливать вешки вдоль междурядий, но и это не позволило пустить механизмы. Уничтожать осот тяпками – значит упустить оптимальные сроки формирования растений сахарной свёклы, обречь её на недобор урожая. Помышляли о пересеве. Однако сошлись на одном – применить гербициды, которые ранее даже не приобретались хозяйством. Предложение агронома нашло поддержку у председателя акционерного общества Николая Образцова. Обработку плантации поручили одному из лучших механизаторов бригады Александру Попкову. Проходил день, второй, третий, а осот стоял, как часовой на посту. Агроном с бригадиром начали расстраиваться. В чём дело? Вдруг на стане появился председатель. Солнце находилось в зените, сильно припекало. Образцов обоих пригласил в «УАЗик». И как всегда, разговор начал с анекдота. Незаметно приехали на Пронин бугор и глазам своим не поверили. Осот опустил «уши».
—Значит, не зря старались, – только и произнёс Саввин.
Осенью данная плантация одарила земледельцев более чем 250-центнеровым урожаем.
Сейчас сахарной свёклы в посевах агрокомбината нет, а вот без средств защиты растений не обходятся при выращивании любой сельскохозяйственной культуры.
В «Бирюченском» знают, что агроном любит, когда в поле всё делается на совесть. И остерегаются не того, что иной раз пожурит Алексей Петрович. Отходчив он, незлопамятен. Известно всем, что напортачить на земле – это кровно обидеть агронома. Очень стараются избежать такого. Уважают они по большому счёту Саввина за его неизбывную любовь к земле.
Алексей Саввин считает, что в ближайшие годы надо непременно выходить на 60-центнеровый урожай зерновых, 350 – кукурузы на силос и 80 – на зерно, 200 – однолетних и многолетних трав.
Значит, агроному искать новые резервы. А он их уже, как говорится, основательно нащупал, постоянно экспериментируя на земле. Иной специалист, чего греха таить, сделает на копейку, а шума на целый червонец. Саввин совсем иной. Когда с ним заговариваешь о личном вкладе, только отмахивается:
— Да что я‑то? Это всё механизаторы, генеральный директор.
Сам же, отлаживая одно, цепко берётся за другое, перспективное. Рискует разумно. Новшество сначала апробирует на небольшом участке. Кстати, прирост в урожайности – это и результат нулевой обработки почвы. В прошлом году озимой пшеницы собрали по 52 центнера с гектара. Летняя жара не позволила поднять выше планку. Ещё улучшается биологическая структура почвы, снижаются затраты на её обработку. Например, расход горючего на один гектар пашни за последние три года сократился на пять процентов, и сейчас его требуется 40 литров.
Есть у Алексея Саввина так называемое поле агронома, на котором проходят испытания те или иные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. Из литературы он узнал, что в Воронежской области культивируется озимая пшеница сорта «Алексеевич». Заинтересовался. Приобрели семена на 40-гектарный участок размножения. В 2020 году их уже хватило на 480-гектарную площадь. Урожайность оказалась на три центнера выше среднего показателя по агрокомбинату.
Прошли испытания три гибрида кукурузы на зерно иностранной и один – отечественной селекции.
Алексей Саввин в постоянном поиске. Это по его настоянию в агрокомбинате смастерили мини-завод по производству жидких минеральных удобрений и в прошлом году ими подкормили озимую пшеницу и кукурузу, что позволило повысить усваиваемость питательных веществ растениями, а значит, и их урожайную силу.
Сегодня, 2 апреля, Алексей Саввин разменял свою вторую половину века. Но, несмотря на это, он по‑прежнему жизнерадостен, бодр и оптимистичен. Лишь по особой сосредоточенности, сдержанности в разговоре догадываешься, чего стоили ему агрономические годы, закалка, полученная в рядах Воздушно-десантных войск. Он не мыслит свою жизнь без земли, рождающей одно из больших чудес света – хлебный колос. Полновесным вырастить его способен только высший профессионал своего дела, каковым и является Алексей Саввин.