Педагоги детского сада «Солнышко» города Бирюч применяют в своей работе как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Основные цели и задачи, которые они ставят перед собой: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья; сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни; научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одной из самых действенных закаливающих процедур является прогулка. Для того, чтобы она давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.
«Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице», – выразила уверенность воспитатель Оксана Ланина.
Подвижная игра занимает особое место в развитии дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
«Особое значение в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Именно поэтому используются разнообразные варианты их проведения: по традиционной схеме; состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-соревнования, где воспитанники в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей», – добавила педагог Ирина Сигулина.
На поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей направлена утренняя гимнастика. Она вырабатывает у мальчишек и девчонок полезную привычку, укрепляет их дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки.
«С целью предупреждения утомления проводятся физкультминутки. Они повышают общий тонус, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение», – сообщили педработники детсада.
В дошкольном учреждении организуется и гимнастика после дневного сна. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.
На взгляд педагогов, в системе оздоровительных мероприятий важное значение принадлежит дыхательной гимнастике. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в лёгких, снижают спазм бронхов, они направлены на профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Элементарный приём самопомощи своему организму – точечный массаж. Он является хорошей профилактикой простудных заболеваний.
В здоровьесберегающих технологиях важное место принадлежит релаксации, направленной на мышечное расслабление и снятие психического напряжения. По словам Оксаны Ланиной, учитывая состояние детей, педагоги определяют интенсивность упражнений. Нередко используется классическая музыка, звуки природы.
В любое удобное время проводится пальчиковая гимнастика, которая может осуществляться как индивидуально, так и с группой. Регулярно организуется гимнастика для глаз. Продолжительность её, начиная с младшего возраста, от 3 до 5 минут. Пожалуй, одно из любимых занятий наших воспитанников – сказкотерапия. Когда развивающая работа подкрепляется чтением сказки воспитателем или групповым пересказыванием произведения.
«Выбранный в нашем учреждении набор упражнений мы рекомендуем родителям проводить дома. Это явится залогом хорошего физического и психологического развития подрастающего поколении», – выразили пожелания Оксана Ланина и Ирина Сигулина.