В январский зимний полдень в доме 90-летней жительницы села Большебыково Татьяны Васильевны Давыдовой звучала народная песня. Голос старейшей участницы народного фольклорного коллектива «Родные напевы» не угасает с годами. Ей подпевает в такт звонкоголосая племянница Ольга Сладкова, приехавшая из города Бирюч, чтобы поздравить её с юбилеем.
Песня сопровождает Татьяну Васильевну в течение всей жизни. Родилась она в семье Василия Селивёрстовича и Дарьи Дмитриевны Иконниковых среди трёх сестёр и брата. В школу Таня ходила четыре года. Привычный уклад сельской жизни разрушила война…
В сороковые-роковые отец семейства ушёл на фронт и пропал без вести в брянских лесах. Семья жила голодно, вечерами мать гнала прочь печаль, запевала народные песни: «Да мамаша дочку бранила, до чего же, дочь, ты грустна…». Эти слова и сегодня ясно звучат в памяти Татьяны Васильевны.
Вспоминается юбилярше и то, как в 14-летнем возрасте собрал девчат колхозный бригадир дядя Гриша и повёл их на поле собирать колоски. Приходилось юной Татьяне и земляной клин пахать на коровушке-кормилице.
В голодный 1946 год уехала Татьяна с сестрой на Кубань, чтобы заработать на проживание. Сестра устроилась прицепщиком, а она по малолетству убирала в доме у хозяев. Когда весной следующего года возвращались домой, уснули в вагоне и лишились заработка – его украли. Много было пролито слёз. Дома мать встретила их с радостью, главное, что были живы и здоровы.
За плечами Татьяны Васильевны прожита долгая жизнь. Она сохранила в себе жизнелюбие, народную мудрость, уважение к окружающим сельчанам. С любовью говорит о близких ей людях.
В задушевной беседе юбилярша вспоминала то время, когда в 1973 году в селе Большебыково был создан коллектив «Родные напевы» под руководством культработника Екатерины Жуковой. Она сумела сплотить любителей народной песни. А какая тёплая и душевная атмосфера была внутри коллектива! Все были дружны. С годами его участники, стали как члены большой семьи.
Творчество фольклорного коллектива складывалось из своеобразия музыкально-речевого диалекта, движений, костюмов. Их песни – это образец народного пения. Большинство из них сопровождались танцевальными разводками, соответствующими местному стилю и исполнительской традиции.
За долгую творческую деятельность большебыковские артисты во главе с заслуженным работником культуры Российской Федерации Екатериной Жуковой участвовали в значимых областных, всероссийских и международных фестивалях, проходивших в Валуйках, Белгороде, Воронеже, Архангельске, Северодвинске и столице России, в фольклорных праздниках в Югославии, Германии.
На репетициях они не только пели, но и много общались, делились жизненным опытом и кулинарными рецептами. Кроме того, каждая участница была и замечательной рукодельницей. В уютном доме Татьяны Васильевны радуют глаз расшитые узорами рушники.
Своё мастерство не потеряла с годами бабушка Таня. К седьмому дню недели, который православные люди проводят в молитве, она печёт пироги с капустой да «патрашками».
Дружба с фольклористами из Воронежа и Москвы продолжается до сих пор. Своим богатым внутренним миром Татьяна Васильевна настолько молода, что ещё даст фору многим. В летнюю пору к ней едут студенты учебных заведений, чтобы соприкоснуться с самобытной культурой.
– В доме Екатерины Жуковой собираемся и по сей день, играем весело, – рассказывает старейшая певунья.
Да, Татьяне Васильевне немало лет, но стоит заглянуть в её глаза и душу – в них течёт жизнь. Столько в ней хорошей неугомонности. Подтверждение тому – сменяющие одна другую песни. Вот лирично запевает она: «Жаворонок, ой да в тёмном лесе разгони горе моё…».
Когда Татьяна создала свою судьбу с Иваном Давыдовым, они жили в старом домике в тесноте, вместе с дедушкой и бабушкой их было 12 человек.
— Вспоминать о том времени без слёз невозможно, – говорит собеседница.
— Спали на печи, на лавках. Да какой там был сон: в углу мычал телёнок, под печью обитал поросёнок.
Семейные узы связывали Татьяну и Ивана Давыдовых в течение 53 лет, но уже 10 лет она вдова. Иван Герасимович трудился в колхозе конюхом, а супруга выходила на свекловичные рядки с тяпкой. Была она звеньевой, настраивала подруг на получение высоких урожаев сахарной свёклы.
— На поле каждый корень подбирали. Свекловичницы не допускали потерь, – отмечает она.
Татьяна Васильевна живёт с верой в Господа Бога. Каждодневно в святом углу она спрашивает в молитве телесные и духовные силы. Красивым получился финал встречи с юбиляршей, когда вместе с племянницей Ольгой они запели: «Эх, скучное время, пройди поскорей…»