Совсем недавно мне в руки попала книга Максима Зинковского «Красный партизан: Зинковский Григорий Тимофеевич. Книга памяти». Посвящена она его прадеду – председателю колхоза «Красный партизан», члену ВКП(б) Григорию Зинковскому. После огромного, титанического, труда автора книги, проделанного в течение почти 10 лет, найдены архивные документы, показания очевидцев, рассказывающие не только о его родственнике, но и о его соратниках, об окружении, в котором он жил и противостоял коричневой чуме во время оккупации Будённовского района.
Информация, содержащаяся в книге, уникальна. Разговор пойдёт о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны в Будённовском районе Воронежской области. Уверена, что многие впервые услышат, что на территории ныне Красногвардейского района действовали партизанские отряды имени Сталина и «Таня».
Кто такие партизаны? Партизанское движение в корне отличалось от регулярных войск. Партизанские отряды создавались для ведения подпольной работы по уничтожению врага на оккупированной территории. Они зачастую не носят армейскую форму, и у них нет званий. Их основные преимущества перед врагом – глубокая конспирация, внезапность, они постоянно должны были менять место дислокации, пароли, явочные квартиры и так далее. Смерть партизана от рук фашистов была мучительная и долгая.
В документе «Дислокация партизанского отряда на случай приближения противника к району» имеется информация, что в Будённовском районе создан партизанский отряд численностью 27 человек. Ему присвоено «имя Вождя народов тов. Сталина».
В документе «Дислокация второго партизанского отряда на случай приближения противника к району» имеется информация, что в нём находилось 28 человек. Ему был «присвоен псевдоним «Таня» – имя партизанки, Героя Советского Союза, смертью павшей от фашистских палачей, – Космодемьянской Зои».
Из протокола допроса Иващенко Алексея Сергеевича, 1903 года рождения, уроженца села Весёлое, до войны работавшего инструктором райкома ВКП(б), узнаём, что партизанским отрядом имени Сталина командовал Горченко Василий Кузьмич, бывший председатель колхоза «Завет Ильича» (так в документе) Новохуторного сельсовета. Комиссаром отряда назначен Курсаков Павел Петрович, бывший заведующий военным отделом РК ВКП(б).
Командиром партизанского отряда «Таня» назначен Кожухов Андрей Никитович, работавший до оккупации района председателем Будённовского райсовета депутатов трудящихся, а комиссаром отряда назначен Овчинников Юрий Фёдорович, бывший завроно.
Для отрядов был установлен пароль: «Как можно пройти в Прилепы?» Отзыв: «На Прилепы сейчас дороги нет, размыта водой».
Из архивной копии протокола допроса от 11 февраля 1943 года командира отряда «Таня» Кожухова Андрея Никитовича, 1903 года рождения, уроженца села Прилепы Будённовского района Воронежской области, узнаём, что отряд существовал с 4 июля 1942 года до января 1943 года.
По его воспоминаниям, в отряде были Рахманин Михаил Сергеевич – директор плодокомбината, Яценко Алексей – заведующий заготконторой РПС, председатели сельсоветов: Сидельников Михаил, Лесников Трофим Кузьмич, Сапрунов, Молчанов Сергей Романович; Бычков – председатель колхоза «АМО» и другие.
В книге приведены архивные копии списков партизан, входящих в отряды.
«Партизанские отряды в тылу противника должны были действовать взаимообразно, т. е. совместно в нужных случаях, – пояснял Кожухов. – 4-го июля 1942 года после бомбёжки сл. Будённый, вечером вместе с Гондаревым, Яценко и Молчановым я подошёл к месту дислокации партизанского отряда на 86 квартал, к землянке. Там обнаружил партизанский отряд Горченко В. К.».
Так как сёла Марьевка и Репенка были заняты противником, на своё место дислокации, кордон Лобазный, Кожухов попал вечером с 4 на 5 июля и там ждал остальных партизан трое суток.
«Партизанский отряд был снабжён оружием, винтовками, гранатами, бутылками с зажигательными веществами, один ручной пулемёт и тайники с продовольствием», – докладывал Кожухов.
В партизанском отряде находилось 19 человек.
В июле 1942 года партизанский отряд имени Сталина соединился с партизанским отрядом «Таня» Будённовского района Воронежской области, так как возникли трудности в организации, снабжении, конспирации и руководстве общим партизанским движением в этом районе.
«Партизанский отряд был вооружён боевыми винтовками, тремя ручными пулемётами и одним станковым пулемётом, ручными гранатами, имел печатную машинку, радиоприёмник, запас двух складов с боеприпасами и двух складов с продовольствием».
В четвёртом эпизоде книги, «Бой Зинковского Г.Т. в лесу и в пшеничном поле», есть информация и ещё об одном партизанском отряде, возглавляемом Зинковским Григорием Тимофеевичем, прадедом автора.
По показаниям свидетелей:
– В самом начале оккупации села Красное, примерно в июле–сентябре 1942 года, фашисты и полиция организовали облаву на партизан в местных лесах: Будённовский лес, Валуйский лес.
Операция называлась «Осенний лес». У фашистов стояла задача – быстро очистить места возможных конспиративных стоянок партизан. Были использованы местные жители, лесники, бывшие белогвардейцы, противники коммунистического режима, уголовники и прочие недовольные. Параллельно велась работа с родственниками партизан, семьи которых с детьми не успели эвакуироваться.
Фашистами использовались лжепартизанские отряды, которые принимали в свои ряды подлинных партизан и желающих бить фашистов, а позже всех предавали немцам и расстреливали.
В ходе облавы применялись собаки, оружие, эффект внезапности, иные оперативные меры. Значимый эффект дала работа с родственниками партизан.
Их просто брали в заложники (этот факт подтвердили более 20 человек).
В результате облавы весь партизанский отряд Зинковского Г.Т. погиб в перестрелке в лесу. Зинковский Г.Т. был ранен, ему удалось скрыться. Раненый, он жил на чердаках домов села Красное, на фермах. Люди носили ему еду, осуществляли уход. В частности, еду ему носила женщина по имени Елена.
Ещё один случай из книги – в доказательство существования партизанского отряда. По рассказам тёщи Митюшина Александра Николаевича и его воспоминаниям:
– [В старой школе слободы Будённая] был немецкий госпиталь. Офицерский. Не солдатский, а офицерский. Только немцы были. Не мадьяры, не венгерцы там. Только немецкие офицеры там были, вот… А на втором этаже пулемётчик, и охрана жила.
Рано утром ребята наши пришли, вырезали этих лечащихся офицеров.
После боя партизаны начали выходить, и немецкий часовой заметил, что они выходили, и начал стрелять. Часовой убил одного из партизан, который участвовал в этом налёте. И потом этого партизана немцы на тележке возили по сёлам, узнавать, из какого он села…
Это краткий рассказ о малоизвестном факте существования в дни оккупации партизанских отрядов в Будённовском районе. Пусть наши партизаны не пускали под откос поезда, не подрывали мосты, но они, как могли, приближали время освобождения района от оккупантов. Их тяжёлый и опасный труд в тылу врага, на благо малой Родины, должен быть оценён по достоинству.
В год 80-летия освобождения Красногвардейского района от немецких оккупантов хочу обратиться к жителям и гостям района. Если у кого-то есть какие-либо доказательства партизанской деятельности в Никитовском и Будённовском районах, поделитесь информацией по электронной почте: [email protected]. Нам необходимо обобщить уникальный материал и сохранить для наших потомков.
Светлана Чаплиева