Знамя труда31

Заведующая музеем села Весёлое Красногвардейского района – об этнографической коллекции

6 ноября , 09:00КультураФото: Архив Веселовского филиала Красногвардейского краеведческого музея

Она насчитывает более 300 предметов.

Этнографическая коллекция Веселовского филиала Красногвардейского краеведческого музея собиралась 18 лет. Она рассказывает о быте крестьян конца XIX–начала ХХ века, народных ремёслах и народной женской одежде.

«Быт крестьянской избы вращался вокруг русской печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева. Наверх вели ступеньки, в стенах имелись ниши для разной утвари. Печь всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, кровати, сундуки, посудные полки», – рассказала заведующая Веселовским филиалом Красногвардейского краеведческого музея Людмила Ходаковская.

Стол занимал в доме важное место. К нему относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. Поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. В будничные дни он стоял без скатерти, на нём могли находиться лишь хлеб и солонка с солью. В праздники его ставили посреди избы, накрывали скатертью, украшали нарядной посудой. Стол считался местом, за которым происходило единение людей.

Лавки традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять своё ремесло. Вторая роль – эстетическая. Украшенные разнообразными узорами, они ставились вдоль стен вкруговую, начиная от входа. Служили для сна, хранения различных мелочей.

Редко в какой крестьянской избе не было ткацкого станка. Каждая девушка и женщина умела ткать не только простой холст, но и бранные скатерти, полотенца, клетчатые понёвы, подстилки.

«Постоянной спутницей быта русской женщины – с юности и до глубокой старости – была прялка. Нарядную прялку мастерил добрый молодец своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Поэтому в её украшение вкладывалось много душевного тепла. Прялку хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению», – отметила сотрудник музея.

Сундук в избе занимал место хранителя семейного быта. В нём помещались и деньги, и приданое, и одежда. Поскольку в нём хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Они изготавливался из дуба, реже из берёзы.

В избе можно увидеть люльку для новорождённого, которая подвешивалась к потолку на железный крюк. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

«В селе Весёлое в основном применялась деревянная и глиняная утварь. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из берёсты, плетёная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов мастерились силами мужской половины семьи», – пояснила Людмила Ходаковская.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Оно предназначалось для носки вёдер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле

Валёк – массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой – служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаще всего из липы или берёзы и украшали трёхгранно – выемчатой резьбой и росписью.

Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное бельё становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьём, так катанием». Изготавливался рубель из древесины твёрдых лиственных пород: дуба, клёна, бука, берёзы, рябины.

«Для хранения громоздких хозяйственных припасов в селе Весёлое употреблялись бочки, кадки, корзины разной величины и объёма. Бочки в старину были вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел. Например, хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушёного, поскони и разного мелкого товара», – добавила заведующая.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещённые в кадку продукты, сверху укладывали гнёт. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом был горшок. Горшки могли быть разных размеров: от маленьких на 200–300 г каши до огромных, вмещавших до 2–3 вёдер воды. Форма горшка не менялась во всё время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Кувшин – сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Делался из глины.

Корчага – это глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: использовался для нагревания воды, варки пива и кваса, браги, кипячения белья. Жидкость вливали через отверстие в тулове, расположенном около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага, как правило, не имела крышки.

Кочерга – короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Ухват, или рогач – длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, с ручками разной длины. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.

Решето и сито – утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличалось от сита более крупными отверстиями в сетке. Его использовали для сортировки муки, привезённой с деревенской мельницы. Через него отсеивалась мука более крупного помола, через сито – более мелкая. В крестьянском доме сито использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов.

Корыто – открытая продолговатая ёмкость. Оно изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, замеса теста и кормления скота.

У каждого поколения есть нравственный долг – беречь этнографические предметы, ведь память о прошлом – звено между настоящим и будущим. Всё это составляет наше с вами наследие.

Авторы:Татьяна Краскова