На сегодняшний день государственная социальная помощь на основании социального контракта остаётся существенным видом государственной поддержки малоимущих семей и одиноко проживающих граждан. Основная его идея – материальная поддержка тех, кто желает реализовать собственный потенциал для увеличения дохода семьи.
«Красногвардейский район в числе других муниципалитетов Белгородской области активно приступил к реализации данного проекта в 2021 году. На сегодняшний день управлением социальной защиты населения уже заключено более 270 социальных контрактов на общую сумму около 40 млн рублей», – сообщила замначальника управления соцзащиты населения администрации района Оксана Харыбина.
Социальный контракт реализуется по четырём направлениям: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, поиск работы и реализация иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно. Основным условием заключения социального контракта является наличие у семьи среднедушевого дохода ниже региональной величины прожиточного минимума за три месяца, предшествующих обращению в соцзащиту.
По словам работника райадминистрации, так как социальный контракт является своего рода соглашением между органом социальной защиты населения и заявителем, то у обеих сторон имеются взаимные обязательства. На соцзащиту возлагается ответственность по осуществлению выплат, на заявителя и его семью – реализация мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.
«На осуществление предпринимательской деятельности осуществляется выплата до 350 тыс. рублей, и её размер зависит от суммы, указанной в бизнес-плане. На ведение личного подсобного хозяйства выделяется сумма до 200 тыс. рублей. Граждане, заключившие социальный контракт по поиску работы, могут рассчитывать на ежемесячную денежную выплату в размере, равном величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в регионе на год осуществления такой выплаты, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и трёх месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства, но не более четырёх месяцев», – дала разъяснения Оксана Харыбина.
Также человеку может выплачиваться стипендия, если он получает дополнительное профессиональное образование через управление социальной защиты населения. Жители района, оказавшие в трудной жизненной ситуации, также могут получить материальную поддержку, но не более шести месяцев в зависимости от сложившихся обстоятельств. По трём первым направлениям также возможна оплата профессионального обучения или дополнительного профессионального образования до 30 тыс. рублей.
Заявитель по всем направлениям, кроме поиска работы, в первую очередь должен предоставить платёжные документы, подтверждающие расходование денежных средств на приобретение товаров первой необходимости, товаров для получения дошкольного и школьного образования, оборудования, инструментов, материально-производственных запасов для осуществления предпринимательской деятельности, животных, пчёл, птицы, а также предметов и услуг для ведения личного подсобного хозяйства.
Замначальника управления соцзащиты напомнила об условиях предоставления субсидии. Если гражданин, планирует заняться предпринимательской деятельностью, то обязательна его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). При желании развить личное подсобное хозяйство также необходима будет регистрация заявителя самозанятым. Причём на этот вид поддержки могут рассчитывать граждане, которые имеют в собственности, или арендуют, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. Те, кто считают трудоустройство выходом из сложного материального положения, обязаны заключить трудовой договор в период действия социального контракта.
«По всем четырём направлениям заявителем предусмотрена ежемесячная отчётность в управление социальной защиты населения администрации района, как в период действия социального контракта, так и в течение 12 месяцев после его окончания. Также необходимо предоставить сведения о составе семьи и доходах на момент подачи заявления, за три месяца до окончания срока действия социального контракта, за два-четыре месяца после окончания социального контракта», – отметила работник райадминистрации.
Оксана Харыбина проинформировала также о тех обстоятельствах, которые являются основанием для отказа в заключении социального контракта. Это представление заявителем неполных и недостоверных сведений о доходах, составе семьи, имуществе, принадлежащем ему (членам его семьи) на праве собственности. Если с заявителем или членами его семьи уже был заключён социальный контракт, причём срок подготовки отчёта об оценке эффективности реализации предыдущего социального контракта не истёк. Ведение в отношении заявителя процедуры банкротства. Когда достигнуто допустимое процентное соотношение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта по видам социальных контрактов, а также отсутствие лимитов денежных средств для оказания государственной социальной помощи.