

Системное решение в части кадрового вопроса, сложившегося в отрасли здравоохранения, было принято губернатором Белгородской области Вячеславом Гладковым в 2021 году – в образовательных учреждениях стали открываться медицинские классы. С нового 2025-2026 учебного года число школьников региона с 8 по 11 классы, которые будут обучаться в них, превысит 2700 человек.
Эта тема стала одной из краеугольных в ходе состоявшейся недавно встречи президента Российской Федерации Владимира Путина с губернатором Белгородской области.
«Многие говорили, когда мы начинали такой проект, что он даст эффект только через длительный период времени. Но мы понимали, что если не сделаем его сейчас, то его не будет уже никогда. Мы разработали систему подготовки медицинских кадров, начиная фактически с детского сада. Это так называемые медицинские классы, у нас есть отдельное движение. По итогам третьего года реализации такого проекта у нас более 60 медицинских классов создано в регионе. Почти 80% выпускников медицинских классов поступают учиться в медицинские вузы», – пояснил главе государства губернатор Гладков.


Среди других мер по привлечению врачей и медсестёр в учреждения здравоохранения, о которых Вячеслав Гладков доложил Владимиру Путину, значатся такие, как выплаты за досрочный выход из декретного отпуска по уходу за детьми до трёх лет. Такие дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты положены в размере до 50 тыс. рублей врачам и 30 тыс. рублей среднему медицинскому персоналу. За всё время на эти цели направлено свыше 180 млн рублей областных средств.
Добавим, что для молодых кадров в сфере здравоохранения региона есть возможность получения и других дополнительные мер поддержки при приёме на работу в белгородские больницы. Так, за последние пять лет выплачено порядка 83 млн рублей единовременных выплат в виде «подъёмных» в муниципалитетах области для 236 специалистов (из расчёта до 600 тысяч рублей на человека). Также в Белгородской области с 2021 года действует программа «Обеспечение жильём медицинских работников».
2022 год стал отправной точкой реализации губернаторского проекта «Медицинские классы» в Красногвардейском районе. Базовой для него стала Ливенская средняя общеобразовательная школа № 1. Её директор Сергей Адамов сегодня вспоминает:


«Для меня лично и педагогического коллектива школы было довольно волнительно начинать участие в проекте губернатора области «Медицинские классы». Всё начиналось с того, что сначала мы определили зону для медицинского класса, сделали ремонт, получили оборудование, стоимость которого составила семь млн рублей, зачислили первых обучающихся из различных школ района. Управление образования администрации района выделило транспорт для подвоза детей на занятия. Непосредственное руководство организацией учебного процесса в медклассе было доверено заместителю директора школы, опытному педагогу Ольге Стадниковой. Её правой рукой в этом процессе стали не менее авторитетные учителя Елена Дудкина, Надежда Дубовая, Ольга Дорохина».
Образовательным учреждением была получена соответствующая, дающая право на профессиональное обучение по программе «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Обучение в специализированном классе медицинской направленности предполагает углублённое изучение биологии и химии, а также освоение практико-ориентированных элективных и прикладных курсов внеурочной деятельности, связанных с современными направлениями развития медицины.


«В 2023 году мы выпустили первых пятеро обучающихся, четверо из которых выбрали профессию врача или медицинской сестры, а одна выпускница поступила на факультет психологии. В 2024-м из 13 обучающихся, получивших свидетельства за изучение курса, шестеро поступили в медицинские ВУЗы и СУЗы, один – на факультет химических технологий. В 2025 году медицинский класс окончили восемь выпускников. С нетерпением ждём результатов их поступления», – рассказала замдиректора Ливенской средней общеобразовательной школы № 1 Ольга Стадникова.
Работа по углубленному обучению детей профильным предметам и практико-ориентированным направлениями подготовки непредставима без специалистов Красногвардейской центральной районной больницы, которые за эти годы стали не просто гостями учебного заведения, они буквально влились в коллектив школы.
Отдельные слова признательности педагоги высказывают в адрес заместителя главного врача райбольницы Аллы Масловой, которая с большим неравнодушием проводит занятия с обучающимися.
Деятельность медицинского класса – в числе главных пунктов повестки дня главного врача Красногвардейской центральной районной больницы Татьяны Акперовой. Как рассказала нашей редакции руководитель учреждения здравоохранения, в рамках обучения медработники помогают осваивать школьникам такие важные компетенции, как диагностические процедуры (измерение артериального давления, определение сатурации крови, исследование пульса и частоты дыхательных движений, проведение термометрии); практические манипуляции (десмургия (наложение повязок), обработка ран, остановка кровотечений, уход за тяжелобольными пациентами); экстренные ситуации (оказание неотложной медицинской помощи; алгоритмы действий при различных состояниях); профессиональная ориентация. Особое внимание уделяется направлению «Выбор медицины для своей жизни», которое включает знакомство с различными медицинскими специальностями.


«Мне сегодня вспоминается, как много лет назад в Веселовской средней школе, выпускницей которой я являюсь, её директор – учитель химии Раиса Ивановна Гавришова, благодаря своей неимоверной любви к преподаваемому предмету, сумела выпустить из её стен не одно поколение молодых людей, связавших впоследствии свою жизнь с медициной. Время быстротечно. Сегодня я не без чувства удовлетворения отмечаю, что ныне многие наши врачи и медсёстры буквально освоили навыки педагогического мастерства. Им интересно работать с обучающимися медкласса, которые, в свою очередь, проявляют большой интерес к профессии врача. На занятиях дети активны, любознательны, ведь большинство из них уже сделали выбор своего будущего – быть теми, кто с горящим сердцем, искренним состраданием приходит на помощь человеку в самых сложных жизненных ситуациях, связанных со здоровьем», – поделилась мнением главный врач Красногвардейской ЦРБ Татьяна Акперова.
Созданная база для занятий с детьми, а в её состав входят самые современные приборы, в частности – лабораторно-диагностический учебный комплекс, разнообразные тренажёры для отработки медицинских навыков, автоматический дефибриллятор, робот-тренажёр для обучения навыкам оказания первой помощи и контроля качества подготовки обучающихся, комплекты микропрепаратов, модели строения различных систем человека и многое другое, позволяет сделать учебный процесс максимально интересным. С 2022 по 2024 годы (учебный период) курс «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» освоили 35 обучающихся из Большебыковской, Верхнепокровской, Казацкой, Засосенской, Веселовской Коломыцевской, Никитовской, Ливенской №2 средних школ. Полную программу обучения в медицинском классе освоили 50 человек.
В своё время наша газета рассказывала о выпускнице Ливенской средней школы № 1 Юлии Михайловой, которая пришла в медицинский класс одной из первых. Девушки признавалась нам, что хотела бы видеть себя в медицине. Она рассказывала что медицина стала для неё семейным делом – папа больше 30 лет трудится водителем скорой помощи, а старшая сестра не так давно окончила мединститут и работает оптометристом.
Сегодня нам удалось узнать мнение ещё одной выпускницы медицинского класса, 2024 года, ныне – студентки Воронежского государственного университета им. Бурденко по специальности «Лечебное дело» Екатерины Фатневой.


«Став ученицей медицинского класса, я ожидала для себя, прежде всего, углубленного процесса изучения биологии и химии. Мои чаяния оправдались. Занятия стали чем-то большим, чем просто дополнительные часы по предметам. Это было погружение в мир наук, которые напрямую связаны с человеческим телом, его функциями и заболеваниями. Атмосфера в классе была особенной: вокруг меня были такие же мотивированные и увлечённые ребята, что создавало здоровую конкуренцию и взаимопомощь. Мы все горели одной идеей – помогать людям и изучать сложности человеческого организма. Было много практических занятий, факультативов, лекций от практикующих врачей, посещений медицинских учреждений. Это дало ощущение причастности к чему-то большому и важному уже в школьные годы. Отмечу, что мы изучали не только общую биологию, но и углубленную анатомию и физиологию человека, гистологию на базовом уровне, основы генетики и биохимии. Я научилась понимать сложные биологические процессы, начиная от клеточного уровня и заканчивая функционированием систем органов. Помню, как к нам приходили врачи разных специальностей, студенты медицинских ВУЗов. Они рассказывали о своей работе, о сложностях и радостях профессии, о реальных клинических случаях. Эти истории вдохновляли, а иногда и немного пугали, но всегда давали реальное представление о будущей профессии.
Обучение в медицинском классе стало моей базой в дальнейшей учёбе в университете. Когда на первых курсах началась анатомия, гистология, биология, химия, многие темы мне были уже знакомы. Я не просто осваивала новый материал, а углубляла и систематизировала уже имеющиеся знания. Это дало мне огромное преимущество: я могла сосредоточиться на сложных разделах, а не тратить время на освоение базовых понятий. Самое главное – медицинский класс окончательно убедил меня в правильности выбора профессии. Все трудности и вызовы только укрепили моё желание стать врачом», – поделилась своим мнением с нашей редакцией выпускница медкласса Екатерина Фатнева.


А вот какое мнение выразила её мама – Марина Юрьевна:
«Медицинский класс – это не только знания, но и мощная школа жизни. Кате пришлось научиться невероятной самодисциплине. Свободного времени было очень мало, и каждая минута была на счету. Она научилась планировать свой день, расставлять приоритеты, работать в условиях многозадачности. Постоянные контрольные, зачёты, олимпиады, высокая конкуренция – всё это создавало сильное давление. Она научилась справляться со стрессом, не паниковать перед трудностями. Пожалуй, это самый главный результат. Через все эти испытания, погружение в мир медицины, Катя окончательно утвердилась в своём выборе. В итоге, она успешно закончила медицинский класс и поступила в медицинский университет. Она говорит, что именно эти два года в школе были той самой «фундаментальной тренировкой», которая подготовила её к гораздо более сложной учёбе в ВУЗе. Для нас это был путь, полный волнений и гордости, но мы ни разу не пожалели о сделанном выборе».
В грядущем 2025-2026-м учебном году в Ливенской средней общеобразовательной школе планируют, что не менее двух десятков учеников станут новыми участниками проекта губернатора области Вячеслава Гладкова «Медицинские классы». Все ресурсы для этого имеются!












