Татьяна Малафеева работает воспитателем детского сада «Берёзка» села Засосна. Вместе с мужем Владимиром они воспитали двух дочерей, которые закончили с отличием Засосенскую среднюю школу и с отличием – местную школу искусств. Наш корреспондент поинтересовался у Татьяны Ивановны, какое участие в этом приняли родители и какие отношения сложились в семье?
— Татьяна Ивановна, две ваши дочери выпорхнули из семейного гнезда. Каков их выбор дальнейшего жизненного пути?
— Старшая дочь, Екатерина, в этом году окончила Белгородский университет экономики и права. Вышла замуж, живёт и работает в Белгороде. Елизавета – студентка первого курса Белгородского государственного научно-исследовательского университета.
— Учитывалось при этом мнение родителей?
— Скорее всего, мы, родители, прислушивались к выбору и мнению детей. Ведь изначально считается, что желание – это уже половина успеха.
Катя ещё в школе мечтала быть юристом. Так складывалось, что поступала на платное обучение туда, куда хотелось. Мы понимали, что предстоят финансовые трудности, но верили в неё. И она нам это доказала. Училась с желанием и интересом. Итог – диплом с отличием. В настоящее время трудится по специальности, работа очень нравится.
Лиза хочет стать учителем. Отговаривать не стали. Хотя на собственном примере показывала, что это не только нужная и интересная профессия, но и ответственный и тяжёлый труд. Как всё будет складываться дальше – время покажет.
— Как вы охарактеризуете точку зрения отдельных учёных, считающих, что не нужно детям навязывать своё мнение, понуждать к освоению знаний, каких‑то творческих навыков? Мол, всё само собой образуется.
— Детям, конечно же, нельзя навязывать свою точку зрения. Это порождает неуверенность в себе, убивает в ребёнке личность. Другое дело – участвовать в его воспитании. Быть с ним рядом. Поддерживать его желания и мечты и упорно идти к их осуществлению.
— Екатерина и Елизавета окончили школу с золотыми медалями. Вы прикладывали для этого усилия?
— В глубине души я, конечно, очень хотела, чтобы мои дети хорошо учились. Но никогда не настаивала на этом. Просто старалась всегда быть рядом с ними. Всегда считалась с тем, что учёба – это огромный труд. Помогала, поддерживала, во многом не просто советом, но и делом. Оставляла все свои дела и уделяла внимание детям. Не буду скрывать: было много и неудач, и огорчений, и слёз, и порой просто отчаяний. Не ругала. Вместе разбирались в каждом отдельном моменте, делали правильные выводы. Главным было: не потерять интерес к учёбе, учила преодолевать трудности, верить в себя. Огромное трудолюбие, постоянное стремление двигаться вперёд, интерес к новым познаниям и умениям – вот те главные слагаемые, которые привели к такому золотому результату.
— Но ведь девочки ещё находили время для занятий в Засосенской детской школе искусств. Их это не напрягало? А вы не переживали, что это может отрицательно сказаться на успеваемости в образовательном учреждении?
— Параллельно с учёбой в школе они посещали Засосенскую детскую школу искусств. Катя окончила два отделения по специальностям «Изобразительное искусство» и «Хореография», Лиза – по специальностям «Хореография» и «Фортепиано», также с отличием. Не скрою: очень переживала, было видно, что девочки очень уставали, и было трудно. Но у них было огромное желание и интерес там заниматься.
Я прожила вместе с детьми интересную и насыщенную школьную жизнь. Очень хочется выразить слова благодарности педагогам и наставникам за то, что многому научили моих детей, за их труд и профессионализм, за то, что я никогда не слышала: «Я не хочу в школу!».
— Сельский быт не ограничивается четырьмя домашними стенами. Это ещё, как правило, огород, живность во дворе. Здесь находилось приложение детским рукам?
— Да, у нас большое подсобное хозяйство, огород. Свободного времени практически не бывает. Но дети тоже находят и силы, и время, чтобы нам помочь. Вместе с ними и сажаем, и ухаживаем, и собираем урожай. Они – мои незаменимые помощницы на кухне, в цветнике.
— Воспитание – это, видимо, не только понуждение, но и какая‑то мотивация?
— Будет, наверное, правильным, если скажу, что главная мотивация для детей – это пример родителей. Мои дочери видели, что мы много трудимся на производстве и дома на их же благо. Поэтому и сами старались добросовестно относиться к учёбе, стремиться вперёд, к лучшему.
— Чему вы лично стремились научить дочерей, какие привить умения, навыки?
— Я всегда хотела, чтобы из моих детей прежде всего выросли хорошие люди: добрые, порядочные, честные. Они – моя гордость, моя надежда, моя опора. Как любая мама, прививаю им трудолюбие, делюсь своими женскими умениями, секретами и навыками.
— Ваши профессиональные знания помогают в выстраивании семейных отношений?
— За плечами – огромный опыт работы с детьми. Всегда придерживалась того, что каждый ребенок – своя неповторимая личность, со своим характером, взглядом, мышлением. Такой же позиции оставалась верна и в воспитании своих дочерей. Старалась считаться с их мнением, учила прислушиваться и уважать мнение других. Иногда было непросто, но всегда находили золотую середину.
Сейчас часто ловлю себя на мысли, что теперь всё чаще обращаюсь я за советами к своим уже взрослым детям, спрашиваю их мнение, с уважением отношусь к их выбору, вкусам.
— Насколько важно при этом участие мужа?
— Муж для детей – это сильное и надёжное отцовское плечо, за которым не страшно и спокойно. Это финансовая и моральная поддержка.
— Каковы предпосылки для того, чтобы между родителями и детьми складывались искренние, доверительные отношения?
— Детско-родительская связь начинается с самого рождения. Важно, чтобы она не прерывалась. Я всегда вместе с дочерьми радовалась каждому счастливому моменту, вместе переживали неудачи, делилась своими мыслями и секретами, умела хранить детские тайны. Отсюда, наверное, и доверие, и искренние тёплые, уважительные отношения друг к другу. Я очень люблю, доверяю и верю в своих детей!
— С какого времени формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность и в какой степени они важны для достижения человеком своих целей?
— Как воспитатель, убеждена, что дисциплинированность и ответственность должны формироваться с раннего детства. Ведь это одно из самых главных качеств, способных сделать человека самостоятельным, уверенным в себе и успешным.
— Нет такой семьи, где бы старшие не желали видеть своих наследников умными, успешными. Но далеко не всегда такое случается. Почему?
— Всегда, почему‑то, боялась строить больших планов, смотреть далеко в будущее. Очень хотелось, чтобы прожитый день не проходил даром, чтобы новый день приносил силы и вдохновение. Так и детей, учу не спеша, но уверенно и твёрдо идти к намеченным целям, к исполнению заветной мечты.
— Татьяна Ивановна, что необходимо, на ваш взгляд, людям для счастья?
— Для каждого человека счастье имеет своё понятие. Для меня – это здоровые родители, мир и благополучие в семье, и, конечно же, – здоровые, благодарные и счастливые дети.
В преддверии праздника Дня матери хотелось бы всем мамам пожелать быть всегда здоровыми, любимыми и счастливыми.