ХVIII областной фестиваль-конкурс любительских театров на соискание премии имени М.С. Щепкина завершился в Белгороде. Он проводится раз в три года. Итоги подвели в Белгородском центре народного творчества.
Гран-при фестиваля завоевала театральная студия «Начало» Центра культурного развития «Юбилейный» города Бирюч. Также в числе наград артистов – дипломы «За лучший актёрский состав», «За лучший спектакль», «За художественное решение спектакля». Участница коллектива Виктория Старова стала обладательницей диплома «Лучшая женская роль». Мы поговорили с руководителем студии Татьяной Раца о достигнутых успехах и специфике работы.
— Татьяна Зиновьевна, расскажите, какой спектакль принёс победу в областном конкурсе? О чём эта постановка?
— Мы представили на суд жюри спектакль по одноимённой документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Это пронзительная история о судьбах, искорёженных Великой Отечественной войной. О том, что пришлось пережить женщинам, чьё истинное предназначение – дарить жизнь, а не отнимать её.
— Как возникла идея постановки?
— До момента знакомства с произведением я не задумывалась о роли женщины на войне. Прочитав, поняла, что им на фронте было тяжелее во сто крат. Причём не столько физически, сколько морально. Не случайно ведь многие женщины уже после окончания войны прятали свои ордена, медали, военные книжки – скрывали… Захотелось рассказать об этом зрителю. История эта на самом деле очень тяжёлая. Я плакала, когда писала сценарий. Мы рыдали вместе с девочками на читке и репетициях.
— Кто исполнил главные роли?
— Виктория Старова, Юлия Тарасова, Вероника Широких, Екатерина Костенникова, Кира Сафонова, Вера Пуя. Мы завоевали все награды фестиваля, кроме «Лучшей мужской роли»: в нашем спектакле её попросту не было…
— Мы ещё раз поздравляем коллектив с высоким достижением. Давайте теперь поговорим о других творческих успехах, развитии и планах на будущее. Когда и как возникла театральная студия «Начало»?
— Сложно сейчас сказать, что именно послужило отправной точкой к её созданию. Я пришла на работу в 2008 году, и уже к Новому 2009 году мы поставили спектакль. Это был первый опыт.
— Как вообще рождается идея той или иной постановки? Сколько времени уходит на её создание?
— По‑разному. Бывает, просыпаюсь и понимаю, что нужно воплотить именно эту мысль. А бывает, и год идею вынашиваю. Если читаю произведение и в голове сразу возникают картинки, как кадры киноленты, – значит, смогу поставить. Если картинок не вижу – «отправляю» текст «в архив». Продумать нужно каждую мелочь, даже обувь артистов должна соответствовать, не говоря уже о речи, мимике, жестах.
Сложность ещё в том, что театр – это не работа, а хобби. А трудовая деятельность в должности заместителя директора Центра культурного развития «Юбилейный» имеет свои особенности.
— Сколько спектаклей подготовлено за годы работы? Какова их тематика?
— Сейчас в нашем репертуаре порядка 20 спектаклей. Это постановки военно-патриотической тематики и развлекательного характера. Как правило, их мы выносим на суд зрителей ко Дню Победы, Новому году, Рождеству. Кстати, именно так и зародилась традиция показывать сказочные представления на рождественской ёлке главы администрации района.
— Назовите те, которые пользуются особой популярностью у зрителей.
— Это сложно. Лично мне особенно дорога постановка «Не покидай меня». А вообще наши выступления всегда собирают полный зал. И зритель у нас очень благодарный: смеётся вместе с нами, плачет вместе с нами. Мы видим, слышим, чувствуем со сцены это отношение.
— Кто занимается в студии сейчас?
— У нас действуют четыре возрастные группы. Подготовительную посещают дети в возрасте от пяти до семи лет. С ними мы пока спектакли не ставим, а изучаем основы сценической речи, сценического движения. Младшая группа, школьники с первого по пятый классы, уже пробует себя на сцене. Средняя носит звание образцового коллектива. Есть ещё и взрослый состав, это участники старше 18 лет. Такое возрастное разделение весьма условно, наши актёры растут вместе с театральной студией и постепенно переходят из одной группы в другую.
— А как выстраиваете график репетиций? Ведь среди актёрского состава – и школьники, и работники различных отраслей…
— Да, у нас есть детсадовцы, школьники, студенты. А ещё врачи, учителя, культработники, сотрудники различных организаций и предприятий, молодые мамы… Стараемся подстроиться под всех. С детьми репетируем в основном по выходным, в будни – индивидуальные занятия для тех, кто находит возможность прийти. А со взрослыми собираемся вечерами, после работы.
— Татьяна Зиновьевна, процесс создания театрализованной постановки проходит много этапов от идеи до премьеры. Кто трудится за сценой, помогая воплотить режиссёрский замысел?
— Наши «золотые ручки» – костюмер Ольга Найдёнова. Она воплощает все задумки, порой не считаясь с личным временем. За декорации отвечает художник Владимир Паламарюк, который может сделать невозможное. Свет – в ведении Евгения Звягинцева, звук – Юрия Кириллова. И я не беспокоюсь, знаю: коллеги не подведут, реализуют замысел.
— В основном своё творчество вы представляете на сцене городского Центра культурного развития «Юбилейный». А бываете ли с постановками в других населённых пунктах?
— В 2017 году мы выиграли грант губернатора Белгородской области в сумме 100 тыс. рублей на развитие сельской культуры. Создали мобильную театральную студию «Открытый занавес». Приобрели ноутбук, световое оборудование. И за год совершили более 20 выездов по району.
— Какие ещё награды есть в копилке достижений театральной студии?
— В прошлом году мы стали лауреатами второй степени международного фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Золотой ангел», который проводился в Белгороде.
— Есть ли в планах участие в других творческих конкурсах?
— Планируем попасть на международный фестиваль детского и юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды». Такие творческие состязания – это своеобразный стимул. Вот выиграли гран-при – и хочется ещё больше работать, искать новые темы, воплощать свежие идеи. Или исправлять недоработки. Например, в 2016 году на фестиваль «Созвездие» мы привозили спектакль «Потомок». И в нём были некоторые моменты, которые я не могла решить как режиссёр. После обсуждения члены жюри помогли с возникшими вопросами.
К слову, часто такие решения рождаются на репетициях. Сами участники начинают фонтанировать идеями, и в конечном итоге мы приходим к нужному результату. Когда ставили «Ночь перед Рождеством», было много вопросов: как сделать так, чтобы чёрт полетел, как показать, что вареники летали… Думали все вместе и пришли к решению.
— Над чем работаете сейчас? Приоткройте немного завесу тайны: чего ждать зрителю?
— Хотим представить историю о женщинах-лётчицах. Эту мысль навеяла песня из советского художественного фильма «В небе „ночные ведьмы“». Материала, к сожалению, очень мало, есть лишь воспоминания реальных участниц событий. Ещё планируем поставить спектакль «Последние свидетели» о детях, которые стали взрослыми и вспоминают о войне. А из сказочных постановок – «Аленький цветочек».
— Что ж, будем ждать с нетерпением. Новых вам творческих успехов и реализации намеченных планов!
— Спасибо!