Хорошо помню тот день, когда я впервые переступил порог Ливенского опытно-экспериментального машиностроительного завода (ныне ОАО «Машиностроитель»). Было это в начале семидесятых годов прошлого столетия.
Зашёл в кабинет главного инженера предприятия. И увидел такую картину. Над столом, на котором лежала какая‑то карта или план, склонились три человека. Стоявший посредине мужчина что‑то объяснял своим товарищам. И именно он привлёк моё внимание. Что‑то в нём было такое, что бросалось в глаза. Доброе, располагающее к себе лицо, приятный голос. Это был главный инженер завода Николай Волошин. Обаятельный, редкой души человек.
Николай Егорович – довольно известная личность. И не только в Ливенке, а далеко за пределами этого села. Постоянно на виду, в гуще событий. Да и своими преобразованиями это село во многом обязано этому человеку.
За его плечами большая жизнь. 22 марта ему исполняется 85 лет. Как она прожита? Уверен, что каждый человек, который знаком с Волошиным, скажет: достойно. Глядя на него, можно подумать, что вся его жизнь была окрашена в розовый цвет. Шагал по ней, как по хорошо укатанной дороге. Широко, уверенно. Но, как утверждает сам юбиляр, в его жизни хватало и других цветов, в том числе и чёрных.
Отца своего, Егора Ивановича, не помнит. На его долю выпали две войны. Сначала ушел на финскую. В одном из боёв был ранен. Едва успел восстановиться в госпитале города Петрозаводска в Карелии, как тут началась вторая война – Великая Отечественная. Враг напал на нашу страну ещё более коварный и жестокий. Доблестно сражался с ним Волошин. Особенно ожесточённые бои шли на так называемом Ржевском выступе (Калининский фронт). Там и сложил свою голову отец Николая Егоровича, похоронен в братской могиле.
Мать, Анна Ивановна, летом 1942 года с тремя детьми на руках решила эвакуироваться вместе с заводом из Горловки Донецкой области, где они проживали. Однако на железнодорожной станции Ямполь их состав атаковали фашистские самолёты. Разрывы бомб, огонь, стоны раненых. Они чудом выбрались из этого ада, с трудом добрались до Ливенки, где проживала бабушка Ксения Васильевна Литвинова. Добрая, внимательная, о которой у Николая Егоровича остались самые добрые воспоминания. Не успели как следует оглядеться, обвыкнуться, как в село нагрянули немецко-фашистские оккупанты.
— Как жилось при них – об этом лучше не вспоминать, – предвосхищает мой вопрос Николай Егорович.
Много отложилось в его детской памяти. И зверства гитлеровцев на оккупированной территории, и голод. Много было всего негативного. Но всё пережили, всё превозмогли. В Ливенке Николай Волошин окончил школу и отправился снова в Горловку, покорять Донбасс.
В Горловке по путёвке комсомола он поступил в горнопромышленное профессионально-техническое училище. После его окончания Николая Волошина направили на Горловский машиностроительный завод имени С.М. Кирова, который выпускал машины и оборудование для шахт.
Начинал многостаночником. Работал, а вечером учился. Сначала в техникуме, а затем в Горловском филиале Донецкого института горного машиностроения. За короткое время от многостаночника дорос до инженера-технолога завода.
В Горловке прошла его комсомольская юность. В рабочей среде сформировались лучшие качества Волошина. Прошёл хорошую школу. В полной мере проявились пытливый ум, рабочая смекалка, чувства коллективизма и товарищества, бескорыстная дружба и взаимопомощь.
— В те годы, – вспоминает Николай Егорович, – молодые люди, составлявшие костяк завода, трудились с комсомольским задором, по‑стахановски.
Не в последних рядах трудовой и общественной жизни находился и Николай Волошин. Он был избран секретарём комсомольской организации инструментального цеха, членом комитета комсомола завода и членом горкома комсомола города Горловка. Был принят в члены компартии Украины. Это были нелёгкие, но интересные и памятные годы в его молодости. Они оставили неизгладимый след в его дальнейшей жизни.
— До сих пор благодарю судьбу, что мне выпала честь начинать свою трудовую деятельность в прославленном городе Горловка – среди рабочих заводов и шахтёров, – замечает Николай Егорович.
Наверное, так бы и закрепился в этом городе, наверняка вырос бы до крупного руководителя. Но судьба распорядилась иначе. Оставшаяся в Ливенке мать часто болела, нуждалась в помощи. Николай Волошин частенько отпрашивался у руководства завода, брал отпуск без содержания, чтобы навестить её. Как‑то зашёл на местный машзавод. Прошёл по цехам. Заметил какие‑то недостатки в работе, помог устранить. А потом уже сами руководители завода обращались к нему за помощью. Просили наладить работу каких‑то механизмов, оборудования. Он не отказывал, не ссылался на занятость. Хотя времени было в обрез. Но таков уж был у него характер. Раз люди просят, значит, надо помочь, не считаясь ни со временем, ни с возникающими трудностями.
Так уж получилось, что в конце концов Николай Волошин вынужден был покинуть Горловку и переехать на постоянное место жительства в Ливенку. А где работать? Конечно же, на местном машзаводе. Разумеется, такому человеку там были очень рады. Ещё бы! Это был уже не юноша, а опытный, прекрасно знающий своё дело специалист. Последнее время на заводе в Горловке занимал пост инженера-технолога. А потому в Ливенке его сразу назначили начальником конструкторско-технологического бюро. А через два года – начальником технологического отдела. Затем – главный инженер, директор завода. Вот такой взлёт по служебной лестнице.
С именем Волошина непосредственно связано становление самого крупного в районе промышленного предприятия – опытно-экспериментального машиностроительного завода, его трудового коллектива, развитие социальной сферы села и его благоустройства. За годы его работы на этом предприятии были построены и введены в эксплуатацию многие производственные и социально-бытовые объекты. В период этих преобразований я как‑то побывал на заводе. Он был неузнаваем, представлял сплошную стройку. Возводились новые цеха, завозилось оборудование. Помню, всё это я запечатлел на пленку фотоаппарата, а потом сопроводил снимками текст, где подробно рассказывалось об этих событиях, какие существенные изменения происходят на предприятии. Когда вышел номер газеты, мне то и дело звонили в редакцию люди, спрашивали: что это, мол, действительно происходит в Ливенке, а не где‑нибудь в крупном городе?
Люди просто не верили, что нечто подобное может происходить у нас. И всё это было связано с именем Волошина, происходило под его непосредственным руководством.
С вводом в строй этих объектов завод из слаборазвитого, маломощного предприятия, насчитывавшего в своём составе около 80 рабочих, был преобразован в хорошо развитое, оснащённое передовой техникой и оборудованием. Новые цеха не уступали по своему оснащению лучшим предприятиям страны. В них было прекрасно работать, производить нужную продукцию, которая пользовалась большим спросом. Завод перешёл на трёхсменный режим работы. Его коллектив увеличился почти в семь раз и составил более 500 человек.
В начале девяностых годов прошлого столетия Николаю Егоровичу пришлось сменить своё амплуа: он был назначен главой администрации Ливенского сельского поселения. Десять лет он был на этом посту. Что это были за годы?
— Они оказались самыми трудными для всех жителей села, – говорит Николай Егорович. – Да кто их не помнит, эти годы!
А руководителю сельской администрации и того было труднее. Нужно было искать выход из любого положения. Спасибо, существенную помощь оказывали руководители района, области. И село не только пережило эти неблагоприятные как для него, так и для всей страны годы, но и получило дальнейшее развитие. Были построены и введены в эксплуатацию объекты жилищно-коммунального хозяйства, дамба километровой длины через реку Малый Валуец, железобетонный мост, соединивший улицы Подлес и Чапаева с центром села, учебный корпус средней школы №2. Расширены водопроводные и канализационные сети, осуществлена реконструкция электрических сетей, проложен газопровод высокого давления, позволивший обеспечить голубым топливом не только Ливенку, но и населённые пункты Валуйчанского, Палатовского и Веселовского сельских поселений. В надлежащее состояние было приведено дорожное хозяйство, по улицам уложена тротуарная плитка. То есть всё делалось для того, чтобы селянам жилось как можно лучше.
Николай Егорович многие годы был депутатом Ливенского сельсовета, членом его исполкома. Избирался депутатом райсовета, возглавлял районную комиссию по промышленности, строительству, транспорту и связи.
Родина по достоинству оценила достижения Волошина. За многолетний плодотворный труд Николай Егорович удостоен ордена «Знак Почёта», медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Почётных грамот и благодарственных писем от руководства района, области и министерства не сосчитать. За высокие показатели в труде среди предприятий Министерства промышленности строительных материалов РСФСР он четырежды награждался знаком «Победитель социалистического соревнования» – за 1973, 1976, 1977 и 1978 годы. Ему присвоено звание «Ветеран труда». Он награждён нагрудным знаком «За заслуги перед землёй Красногвардейской», Волошину присвоено звание «Почётный гражданин Красногвардейского района».
Как известно, наш край, в том числе и Ливенку, от немецко-фашистских захватчиков освобождала 48-я гвардейская стрелковая дивизия, с ветеранами которой Николай Волошин поддерживал тесную связь. По их просьбе он написал и издал книгу «Острогожско-Россошанская операция», в ходе которой гитлеровцы и их сателлиты были изгнаны с нашей земли. В результате Николаю Егоровичу присвоено звание «Почётный ветеран 48-й гвардейской стрелковой дивизии» с вручением удостоверения и нагрудного знака. А за активное участие в ветеранском движении России он награждён Почётным знаком Российского комитета ветеранов войны и военной службы.
Однако главной своей наградой Николай Егорович считает уважение односельчан. Ливенцы ценят в нём порядочность, его жизненный опыт, неравнодушное, доброжелательное отношение к ним. Личная жизнь у него сложилась так же, как и у большинства жителей села Ливенка, которому Волошин практически посвятил всю свою сознательную жизнь.
Как считает сам Николай Егорович, многим он обязан своей супруге, с которой прожили душа в душу 56 лет. Мария Павловна тоже всю жизнь проработала на Ливенском машзаводе в качестве экономиста. До ухода на заслуженный отдых возглавляла планово-производственный отдел.
— Не знаю, кем бы я стал, не будь рядом со мной такой женщины, – говорит он. – Порядочной, удивительной доброты.
Мария Павловна во всём поддерживала супруга, создавала в семье доброжелательную атмосферу, бытовой уют. В семье постоянно царили взаимопонимание и взаимоуважение. Все эти качества она сумела передать дочерям Оле и Лене. Старшая, Оля, окончила Курский медицинский институт. Сейчас живёт в Белгороде, работает по специальности. Младшая, Лена, – преподаватель Ливенской средней школы №1 (после окончания Белгородского пединститута). Радуют супругов Волошиных внуки Юля и Андрей. За плечами Юли – Белгородский государственный университет имени В.Г. Шухова. Живёт и работает в областном центре. Студентом пятого курса этого же учебного заведения является внук Андрей. Особая их гордость – правнук Ванюша. Он сейчас постигает науки в одной из школ Белгорода.
— Короче говоря, – подводит черту в нашей беседе Николай Егорович, – жизнь удалась. Может, конечно, не всё, что было задумано. Однако, оглядываясь с высоты прожитых лет, намного больше ценишь то, чего успел достичь, ценишь саму жизнь, прекрасней которой ничего нет.
В связи с 85-летием Николай Егорович в эти дни принимает много поздравлений. Из разных городов района, области, от родных, друзей, от людей, с которыми жил, трудился. Все благодарят его за добросовестный труд на благо Отечества, за служение людям верой и правдой. Счастья вам, Николай Егорович, здоровья и долгих лет жизни!