Владимир Долженко ушёл добровольцем на фронт в семнадцатилетнем возрасте. За проявленные в годы Великой Отечественной войны в борьбе с фашистскими захватчиками мужество и героизм награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. Осколок от мины проносил у сердца всю свою жизнь.
Родился отважный воин в Никитовке в многодетной, трудолюбивой семье. Отец, Григорий Петрович, трудился сапожником, шил модельные сапоги, которые пользовались большим спросом не только у местных жителей, но и окрестных населённых пунктов. Мама, Пелагея Фёдоровна, работала швеёй. Владимир овладел азами мастерства родителей, чем мог им помогал.
«Ему нравился родной край: его луга, поля, леса. С интересом он проводил свободное от работы время у тихой речушки, где купался, ловил рыбу и раков, наслаждался кваканьем лягушек. Из леса носил дрова, землянику, орехи, грибы, яблоки, груши», – поведал Леонид Евтушенко.
Когда фашистская Германия напала на нашу страну, на её защиту встали не только военнослужащие, но и женщины, старики, дети в тылу. Они заменили мужей, сыновей, отцов, взявших в руки оружие, на различных участках производства. Владимир оказался в числе таковых, по мере сил помогая колхозу. Кроме этого, копал окопы, строил землянки.
«Юноша был несказанно рад появлению в Никитовке красноармейцев. В их саду расположилась солдатская кухня, он носил сюда дрова, доставлял ключевую воду, приходилось даже чистить картошку. Конечно же, солдаты угощали юного помощника приготовленной пищей. Мне, малолетнему ребёнку, жившему рядом, также выпадало такое счастье. Вкус солдатской каши мне помнится до сих пор, я с наслаждением ел её ложкой из котелка», – вспоминает ветеран труда из Никитовки.
И вот советские воины покинули село. 7 июля 1942 года на нашу землю вступили оккупанты. Непросто было пережить это испытание, длившееся больше полугода. В ночь с 18 на 19 января 1943 года наши доблестные войска освободили от незваных пришельцев Никитовку. Владимир ушёл добровольцем на фронт. 16 февраля 1943 года он поступил в 1503 воинскую часть. Будучи подающим снаряды противотанкового орудия наш земляк под селом Развалино Орловской области 27 июля 1943 года был тяжело ранен осколками в грудную клетку, левое бедро и предплечье. В результате ранения произошла деформация грудной клетки и резкое нарушение лёгких. Из тела красноармейца было извлечено множество осколков, кроме одного, который находился у сердца. Его фронтовик всю оставшуюся жизнь проносил в своём теле, он постоянно напоминал о кровавой войне, её ужасах.
После шестимесячного лечения в военном госпитале уроженец Никитовки был выписан и в канун Нового 1944 года прибыл в родительский дом. У него был постельный режим, но он не падал духом. Во время моего посещения мальчишки Леонида Евтушенко сумел ему с улыбкой сказать: «Выкарабкаемся!»
У его кровати сидела старушка Дуня, которая лечила его народными средствами, в том числе и травами. И больной быстро пошёл на поправку, начал подниматься с кровати, с палочкой выходить на улицу, вскоре пришёл проведать соседей. У него был исключительный почерк, что помогло устроиться на работу в Никитовскую районную больницу статистиком. Это специалист, который занимается сбором, обработкой и анализом статистических данных в медицинском учреждении.
«Кроме того, наш сосед был мастером на все руки. Я вспоминаю такой случай, мне подарил председатель сельского Света Андрей Иванович Радионенко списанный велосипед, в нём обходились педали. Владимир Григорьевич провозился с ним весь день, но всё же настроил. Научившись на нём ездить, мне пришлось рассекать на нём не только улицы Никитовки. А из купленного в магазине куска серого материала умелец сшил мне замечательную рубашку. А как я любил щеголять в подшитых им валенках с красивыми задниками из кожи», – поделился Леонид Евтушенко.
В 1948 году Долженко женился на двоюродной сестре внештатного автора нашего издания Надежде Лисянской, которая работала старшей медицинской сестрой в больнице. У них родились дочери-красавицы Неля и Оля. Закончили высшие учебные заведения в Харькове и остались там работать по специальности, у них дети и внуки. Владимир Григорьевич ушёл из жизни 9 октября 1980 года, в 55 лет, сказались пережитые годы жестокой войны. Его тело покоится на центральном кладбище в Никитовке.