

Музей Нижнепенской средней школы Ракитянского муниципального округа хранит множество различных экспонатов, стендов и среди них: «Ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Они были первыми. Трактористы 30-40 годов». На обеих обращаешь внимание на знакомое лицо Костарного Алексея Савельевича.
С вечера на небе светили звёзды. Погода радовала Костарного. Шёл сентябрь, а пахоте глубокой зяби в хозяйстве практически только приступили. Все тяжёлые тракторы были мобилизованы на данную операцию. Одним из первых борозды начал прокладывать Алексей Костарный на своём ДТ-54. В прошлую смену опытный механизатор перевыполнил задание почти в полтора раза. Вечерние звёзды «обещали» и в последующий день не меньший успех, но к утру «обстановка» на небе изменилась. Заморосил дождь. Хлебороб призадумался и ещё активнее начал заниматься утреней «зарядкой», обихаживая домашних животных – поросёнка, гусей, уток, кур. Это были его каждодневные обязанности. Семья-то большая. Сын и четыре дочери, правда, уже покинули родимое гнездо, но два сына ещё обучались в местной школе. По выходным и праздникам нередко все собирались вместе. Тут-то папаша и мамаша накрывают стол. Блюда были приготовленные в основном из продуктов собственного производства. Не с пустыми сумками покидали дети и родительский дом.
Все они сызмальства были приучены к труду. Во всём помогали родителям. И корову доили, и матери помогали на свекловичной плантации, и за птицей ухаживали, а с приусадебного участка, можно сказать, не «слазили». Однако не все «прикипели» к земле. Каждый выбрал одну единственную для себя профессию: техника-строителя, каменщика-высотника, водителя, тракториста широкого профиля и, конечно же, – зоотехника – ставшей моей женой.
Разнопрофильной оказалась семья, трудолюбивой. В селе никогда не слышал плохого слова, по журналистским же делам мне часто приходилось бывать в Нижних Пенах. Многолюдное было село. Китаем величали его в районе. Примером для детей являлся Алексей Савельевич. Отношением к делу, любви к ближнему, уважением к старшему, заботой о домочадцах.
Сам Костарный рано приобрёл вкус к крестьянскому труду. Вырос здесь же, в Нижних Пенах. Слыл первым парнем на деревне. В числе 13 юношей и девушек он по направлению правления колхоза имени Калинина уезжает на курсы трактористов, с которых приехал на колёсном «Фордзоне». На вышеупомянутом музейном стенде «Они были первыми. Трактористы 30-40 годов» помещены фотографии курсантов Екатерины Польской, Марии Труфановой, Анастасии Кофановой, Пелагеи Сафоновой, Сергея Сафонова и Алексея Костарного.
Позже в колхоз поступили трактора «ХТЗ», «ЧТЗ». В 30-е годы началось движение пятисотниц по почину молодой свекловичницы-комсомолки из Киевской области Марии Демченко, которое в селе Нижние Пены Ракитянского района тогдашней Курской области подхватила Наталья Дадыкина. Большим событием в жизни свекловодов был приезд на плантацию члена Политбюро ЦК партии, народного комиссара продовольствия Анастаса Микояна. После его отъезда в колхоз из Москвы пришёл подарок – новая грузовая машина «ГАЗ», полностью загруженная кирзовыми сапогами.
На всю страну гремела слава о свекловичном звене Натальи Дадыкиной. В 1935 году она вырастила и собрала по 604 центнера свеклы с гектара. Наталья Фёдоровна была удостоена ордена Ленина, в составе делегации колхозников-ударников побывала в Кремле. Годом позже в результате ударного ручного труда подруги по плантации вышли на 711-центнеровый рубеж, а в 1937-м – на 1054.
Таким урожаем могут позавидовать нынешние земледельцы, индустриальные технологии выращивания сахарной свёклы которых уступают ручному труду Натальи Дадыкиной.
«В успехах моих односельчан был заложен и мой труд, – неоднократно подчёркивал при жизни в нашей беседе Алексей Костарный». – Глубокая вспашка играла большую роль».
В марте же 1943-го Алексею Савельевичу пришлось надеть солдатскую гимнастёрку, оставив дома жену с двумя детьми. Младшей дочери едва исполнилось полгодика. Родным обещал не посрамить род Костарных. В звании сержанта командовал расчётом миномётной роты 764 стрелкового полка 232 стрелковой дивизии 40 армии Второго Украинского фронта. Принимал участие в форсировании Днепра, за что был удостоен медали «За отвагу». На лошади Орлик приходилось доставлять боеприпасы. В один из рейсов гнедой был ранен, но Косторного пуля пощадила. Не «встретилась» она ему и на следующих фронтовых дорогах. Сражался же Алексей Савельевич храбро и отважно.
Вот какая характеристика давалась ему в наградном листе: «В бою с немецко-фашистскими захватчиками по прорыву укреплённого района обороны противника западнее села Содстань 19 августа 1944 года т. Косторный, командуя расчётом 82 мм миномёта, проявил мужество, отвагу и умение ведения меткого огня. Под сильным огнём противника он обеспечил чёткую работу расчёта, который под сильным огнём уничтожил два ротных миномёта, ручной пулемёт и до десяти солдат противника. т. Косторный отлично выполнил поставленную ему задачу по ослеплению противника дымовой завесой. Командир 764 СП, полковник Еливанов, 21 августа 1944 года.»
28 августа 1944 года сержант Костарной награждён орденом Красной Звезды.


Сколько ещё боевых заданий приходилось выполнять отважному сержанту Костарному до победного мая 1945-го!
Фронтовые дороги Алексей Савельевич прошёл с честью, как и подобало советскому воину. Боевые подвиги приумножились трудовыми.
Вскоре после капитуляции Германии бравый сержант возвратился на родину. Потянуло к земле, которая вывела его на широкий простор жизни.
«Труд в удовольствие», – эти слова любил повторять Алексей Савельевич. В любой беседе.
Отсчёт повседневных будней солдату пришлось вести на колхозной мельнице, так называемом «ветряку», на которой трудился его родственник. В предвоенный период Костарному частенько приходилось помогать родичу в починке агрегата. Потому-то в правлении колхоза и предложили пойти в помощники к мельнику, подорвавшему своё здоровье. Вскоре же Алексей Савельевич стал у жерновов. Шесть лет он перерабатывал зерно, но тяга была и к его выращиванию. Попросился на трактор. Ведь до войны слыл хорошим пахарем. Поэтому и определили его на ДТ-54, ставшим родным на 15 лет. С борозды, как говорится, не выходил. Находился на передовой битвы за высокий урожай. Сколько Костарным было измерено полей плугом, боронами, культиватором! Наверное, не один виток вокруг «шарика» сделал на гусеничном тракторе. Любой бугорок или впадина на колхозном поле были известны ему как свои пять пальцев…
К боевым наградам Косторного прибавился орден Трудового Красного Знамени.
В предпенсионный возраст Алексея Савельевича перевели, как он выражался, на лёгкий труд – доверили трактор Т-16. Больше приходилось выполнять хозяйственной работы, а в 63 года покинул механизаторский отряд. Завёл немалое хозяйство. Как и прежде, хотелось помогать детям и внукам. Часто встречался со школьниками, повествуя им о своих фронтовых и трудовых буднях.
Память о славном человеке внуки и правнуки выражают в своём участии в проводимой акции «Бессмертный полк». Любознательная второклассница Милена любит слушать рассказы бабушки Вали о её прадедушке, его боевом пути.
Разве можно забыть имена ветеранов войны, обеспечивших всем нам светлую жизнь. Это на их примере воспитано нынешнее поколение, отстаивающее сегодня честь нашей Родины.












