

Зима всё больше и больше напоминает нам о своих правах, зажигаются праздничными гирляндами улицы населённых пунктов, и в воздухе начинает витать предвкушение самого светлого зимнего праздника. Но для верующих людей время радостного ожидания Рождества Христова – это еще и время особого духовного труда, который начинается с Рождественского поста.
28 ноября по новому стилю Православная Церковь вступает в один из четырех многодневных постов – Рождественский, или, как его называют в народе, Филиппов. Он продлится 40 дней, до самого кануна Рождества, 6 января. Двойное название объясняется просто: пост начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа, одного из двенадцати ближайших учеников Христа, и завершается перед праздником Его Рождения. Какова же цель этого сорокадневного пути?
«Пост дан для того, чтобы мы могли «открыть двери» нашей души Богу. Рождественский пост – это не просто диета, а время глубокой внутренней работы, цель которой – подготовить сердце к встрече с Младенцем Христом. Через молитву, воздержание и добрые дела человек стремится к тому, чтобы праздник Рождества стал для него не просто красивой датой в календаре, а подлинным, прочувствованным событием, меняющим жизнь», – говорил Митрополит Антоний Сурожский.
Церковь учит, что тело и душа неразрывно связаны. Ограничивая себя в пище и развлечениях, мы помогаем душе стать более чуткой, перестаем «разбрасываться» по мелочам и можем лучше сконцентрироваться на главном. Пост – это школа послушания, где мы учимся подчинять свои желания разуму, а разум и волю – Богу.
Сорокадневная продолжительность поста имеет глубокое библейское основание. Столько же постились пророк Моисей перед получением скрижалей Завета, пророк Илия перед встречей с Богом и, главное, Сам Христос в пустыне перед выходом на проповедь. Как отмечают святые отцы, именно пост стал для Спасителя оружием против искушений диавола, который надеялся найти Его ослабленным. Этот пример показывает, что пост – это не унылое самоистязание, а источник духовной силы.
Рождественский пост – один из самых древних в Церкви. Упоминания о нем встречаются уже у святых IV века – Амвросия Медиоланского и блаженного Августина. Интересно, что изначально он предшествовал празднику Богоявления, который объединял в себе и Рождество, и Крещение Господне. Пост длился не везде одинаково – где-то семь дней, где-то чуть дольше. Единый для всех сорокадневный срок был установлен лишь после Константинопольского собора 1166 года.
Церковный устав предписывает в эти дни воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. Однако степень строгости может меняться.
Важно помнить, что это – строгий монастырский устав. Мирянам обычно благословляется соблюдать пост мягче, согласуя свою меру с духовником и учитывая состояние здоровья и жизненные обстоятельства. Главное в посте – не строгость меню, а искреннее стремление к Богу.
Апостол Филипп, чья память предваряет пост, был ревностным проповедником. Согласно Евангелию, именно он привел ко Христу апостола Нафанаила. Его миссионерский путь был полон лишений и закончился мученической смертью – распятием на кресте.
Песнь Рождества. Уже с 4 декабря, праздника Введения Богородицы во храм, на церковных службах начинают петь рождественские катавасии: «Христос раждается – славите!» Это создает неповторимую атмосферу радостного ожидания, напоминая, что Чудо уже близко.
Память предков. Два последних воскресенья перед Рождеством называются Неделями святых праотцев и отцов. Церковь вспоминает ветхозаветных праведников – Авраама, Исаака, Иакова, а также прямых предков Христа по плоти. В эти дни звучит евангельское родословие Иисуса, подчеркивающее связь Ветхого и Нового Заветов.
«Рождественский пост – это сорок дней тишины, молитвы и добрых дел, сорок шагов навстречу величайшему Чуду, которое изменило историю человечества. Это время, когда, отложив суету, каждый может пройти свой внутренний путь в Вифлеем, чтобы вместе с пастухами и волхвами поклониться родившемуся Спасителю», – заключили в пресс-службе Белгородской митрополии.












