Средства индивидуальной мобильности, сокращённо – СИМ, получили широкое распространения среди различных категорий населения. К ним относятся различные электроскутеры, электросамокаты, электровелосипеды. Некоторые из них могут быть приравнены к мопедам, требующим наличие водительского удостоверения.
«Большое количество двухколёсной техники, приводимой в движение электродвигателем и широко представленной на рынке, может ввести её приобретателя в заблуждение. Визуально, к примеру, электросамокат может казаться безобидным полезным "гаджетом", однако по своим техническим характеристикам он приравнивается к мопеду или скутеру, для управления которыми необходимо наличие водительского удостоверения. Данная норма действует в нашей стране с 2015 года. Приравнивание по техническим характеристикам множества средств передвижения к мопедам запрещает им передвигаться в местах передвижения пешеходов», – рассказал начальник отделения ГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Максим Демиденко.
1 марта 2023 года вступили изменения в Правилах дорожного движения относительно введения такого термина как СИМ (средство индивидуальной мобильности) и соответствующих для них требований к передвижению, в том числе допустимости выезда на правый край проезжей части. Водитель СИМ имеет право выехать на проезжую часть и обязан это сделать, если он старше 14 лет, на дороге отсутствует полоса для велосипедистов, или велодорожка, на участке установлена максимально допустимая скорость 60 км/ч, масса СИМ более 35 кг, развиваемая скорость превышает 25 км/ч. Таким образом, новые двухколёсные ТС как бы не требуют прав и позволяют свободно передвигаться по дорогам с соблюдением ПДД для велосипедистов.
«Большинство предполагают, что за остановку на таком транспортном средстве в нетрезвом состоянии максимум, что грозит – это штраф 1500 рублей, по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ. Под эту марку многие граждане либо по незнанию, либо умышленно лукавя, стали покупать в личное пользование подобные средства передвижения. При этом у некоторых электроскутеров, электросамокатов, электровелосипедов мощность электродвигателя достигает значений 1000 Ватт (1 кВт), а их скорость – до 50-60 км/ч, фактическая масса (без нагрузки) – 50 кг, запас хода после полной электрозарядки до 60 км», – отметил Максим Алексеевич.
Не остались в стороне и электровелосипеды, которые имеют аналогичные технические характеристики по мощности электродвигателя и развиваемой скорости. Исходя из технических возможностей новоявленных СИМ и электровелосипедов, отчётливо видно, что характеристики соразмерны с мопедами и скутерами, для управления которыми необходимо наличие водительского удостоверения.
«В целях предупреждения ДТП с участием и по вине водителей данных транспортных средств, с 2022 года, в административной и уголовной практике судопроизводства, имеются прецеденты признания виновности водителей электросамокатов, электроскутеров, за совершение ими административных правонарушений предусмотренных ч.1 ст.12.26 КоАП РФ (отказ на законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление ТС в состоянии опьянения), ст.12.7 КоАП РФ (управление ТС лицом, не имеющим права управления), ст. 264.1 УК РФ (повторное управление ТС в состоянии опьянения)», – акцентировал внимание руководитель райотделения ГИБДД.
Следует отметить и тот факт, что в целях активности продаж производители, продавцы могут умышленно скрывать на данных транспортных средствах названия марок, моделей, технических характеристик. Собственно говоря, делать это могут и сами покупатели, которые, во избежание ответственности, преднамеренно отрывают наклейки и не предоставляют сервисные книжки, иные документы выдаваемые на право собственности ТС в торговых точках.
«В таких случаях инспектор Госавтоинспекции, обнаружив административное правонарушение, такое как управление электроскутером, электровелосипедом, требующих наличие водительского удостоверения, в том числе под управлением несовершеннолетнего, либо водителя имеющего признаки опьянения, в праве, вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по: ч.1, ч.2, ч.3, ст. 12.7 КоАП РФ, ч.1, ст. 12.1 КоАП РФ, ч.1, ч.2 ст. 12.26 КоАП РФ, ч.1, ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ; после чего составить протокол о задержании транспортного средства и поместить его на штрафстоянку, для проведения технической экспертизы, установления собственника и, в конечном итоге, принятия законного решения соответствующего статье, по которой возбуждено дело об административном правонарушении», – констатировал Максим Демиденко.