Пенсионерка Зоя Торохова из села Хуторцы Красногвардейского района обратилась в редакцию с просьбой дать второю жизнь публикации 60-летней давности. Мы предоставляем читателям возможность ознакомиться с данным материалом.
Иван Данилович внимательно посмотрел на приборы, на мерно рокочущие двигатель и генератор, отошёл в сторону. Было видно, что человек в совершенстве владеет специальностью, что машины для него – всё.
Так оно и оказалось. На наш вопрос, давно ли механизатор на электростанции, Иван Давиденко ответил неопределённо. «Если на этой, бригадной, – недавно. А вообще с тридцатых годов управляю техникой».
Позже пришлось услышать много интересного об этом человеке. На хуторской МТФ нам рассказали следующее: Заметили, какой он стеснительный? Это сейчас, а парубком был ещё тише. Но на предложение стать трактористом откликнулся сразу. Тогда-то мы впервые в селе и увидели эту чудо-машину, за рулём которой гордо восседал наш Иван. Заокеанский «Фордзон» дымил, пыхтел, но сам ехал по полю, на котором собрались все члены коммуны «Червона зирка», созданной в Хуторцах. Это первое коллективное хозяйство, объединившее бедняков, вскоре преобразовалось в колхоз. И всё это время Иван Данилович работал трактористом.
«Управлял всякими машинами, – вспоминает он – Как были рады первым ХТЗ, затем НАТИ. Хорошо работалось. – Давиденко умолкает. – Но тут война…»
Так уж, видимо, сложилась судьба. И в грозные годы Ивану Даниловичу пришлось ещё раз удивить земляков, как 10 лет назад. Теперь не американским «Фордзоном», а русской «катюшей».
В июне 1941 года призвали механизатора в армию и направили в город Горький. Здесь он впервые и увидел, какое грозное, неведомое досель оружие доверяют ему. После учёбы Иван Данилович – старший техник эресовских установок. С полком гвардейских миномётов прошёл он от Воронежа до Берлина. Фашистам надолго в памяти останутся грозные залпы под Харьковом, Киевом, Житомиром…
Только редко кому из гадов улыбалась судьба остаться в живых: «катюша» любила чистоту. После взятия Берлина вздохнулось легко, но это ещё был не конец. На помощь звала Прага. И армия Рыбалко, в состав которой входил полк гвардейских миномётов, двинулась на юг.
Домой Иван Данилович вернулся героем. Его грудь украшали два ордена, много медалей, полученных за боевую доблесть.
И опять – на трактор. День и ночь. Машин не хватало, поля заросли сорняком. Об отдыхе некогда было думать.
…Года три назад приехал в село председатель колхоза.
«Замучились мы с электростанцией, – повёл он речь. – Кого ни ставили туда машинистом – нет толку. Пьянствуют, а механизмы стоят».
Понял солдат, куда гнул председатель. Да тот и сам не утерпел.
«Поработал ты в поле больше чем надо. От всех колхозников спасибо. А теперь иди в тёплое помещение».
Так Иван Давиденко стал машинистом. Но и здесь он не находит покоя. За двигателем надо смотреть, за электростанцией, мельницей. Когда-то здесь работало три человека, сейчас Иван Данилович вдвоём с напарником. И всё у них в порядке. Таков уж характер скромного человека, прошедшего нелёгкий, но славный путь. Такова жизнь одного из миллионов творцов истории нашей Родины.