Александр Карпенко живёт в Бирюче с 2014 года. Жители Красногвардейского района знают его как непревзойдённого, умелого автомеханика. По прибытии в наш город он устроился работать в частный автосервис. Спустя время, в 2018 году, Александр оформил статус самозанятого и снял помещение в центре города, организовав, теперь уже собственное дело в той же сфере – обслуживание автомобилей, мотоциклов, мотоблоков. За шесть лет работы Александр Васильевич зарекомендовал себя профессиональным, компетентным мастером. Общаясь с этим скромным, доброжелательным молодым человеком, его клиенты даже не подозревают, что перед ними стоит настоящий герой, участник двух вооружённых конфликтов, борец за справедливость, спасатель человеческих жизней.
Его жизненная история, которую он мне изложил, включает в себя не только основные метрические данные, она также изображает действия и опыт во время судьбоносных моментов.
Александр Карпенко родился в 1982 году в городе Лисичанск в семье рабочих, где к тому моменту уже подрастал четырёхлетний сын Сергей. Отец был начальником участка на шахте, мать – инженер озеленения. В школе Саша учился хорошо, поэтому родители после шестого класса отправили его в юридический лицей. Подросток увлекался техникой и в 14 -летнем возрасте сам собрал мотоцикл «Минск», на котором с друзьями катался по городу. Отец Александра по национальности чеченец, воспитывал сыновей в строгости, приучал к дисциплине. Самостоятельность, ранняя взрослость, решительность позволили юноше лично принять решение о переводе документов из лицея в Лисичанский нефтехимический техникум. После его окончания он поступил в Северодонецкий технологический институт на механика-оператора газо-нефтеперерабатывающей промышленности. С первого курса Александр был призван в армию.
«В первый день службы провели отбор новобранцев, имеющих водительское удостоверение. После показательной езды на всех видах транспорта меня рекомендовали в качестве водителя командира полка. После службы в Мариуполе вернулся домой и устроился в пожарную часть города. Спустя год мне предложили должность старшего водителя управления МЧС. В этом статусе я проработал девять лет», – поделился Александр Карпенко.
В личной жизни моего героя всё складывалось замечательно. В 2005 году он заключил брачный союз с прекрасной девушкой Евгенией, которая вот уже на протяжении 20 лет создаёт для него уют, дарит тепло, поддерживает мужа во всех его начинаниях. По профессии она бухгалтер-экономист. Первой проверкой их отношений стала армия, которая разлучила влюблённых на два года. Вторым, более тяжким испытанием для супругов стала новейшая история сопредельной Украины...
«Обстрел Лисичанска украинскими неонацистами начался с вертолётов. Мы, ополченцы, поставили на въезде в город баррикады и вагончик. Проверяли машины, документы, прописку, узнавали у людей цель их визита в город. Без прописки всех отправляли назад, чтобы не пропустить провокаторов. Также мы занимались организационными вопросами по обороне города. У меня был зарегистрированный пистолет Макарова, у моего кума – охотничье ружьё. Нацисты обстреливали города один за другим. Нас было два взвода по 15 человек в каждом. С оружием и боеприпасами был напряг. С «рогатками» противостоять трудно. Фашисты втиснули нас в город, где я и получил осколочное ранние в ногу, а также касательное в грудь», – вспоминает Карпенко.
По словам моего героя, им удалось немного вооружиться за счёт бежавших из города представителей правоохранительных органов Украины. До ранения Александр работал в пожарной части в режиме сутки через трое, а выходные проводил на защите Лисичанска. После он напишет рапорт на отпуск, который проведёт также в ополчении. По его словам, он боролся против украинской власти, которая навязывала людям свои «новые» правила. В его жизненный режим они не входили. Александр с детства помнит наставления своего отца: «Слабых нужно защищать, а женщин – уважать». К слову, когда Саше было 13 лет, отец попал под завал в шахте, после чего стал инвалидом.
После ранения боевые товарищи отправили Александра в больницу, в Старобельск, а оттуда – в Донецк, в лагерь для беженцев. Там он повстречался со своими родными. Они связались с родственником Алексеем который проживал в нашей области. Он пригласил их к себе, в село Засосна, пообещал помочь обустроиться. Вскоре молодёжь переехала в Красногвардейский район, а родители Александра из лагеря вернулись домой, в Лисичанск. До 2019 года семья Карпенко, не имея документов, считались беженцам. Получить российское гражданство им удалось с большим трудом: сдавая экзамены в областном центре на предметы знания русского языка и истории, тест на гражданство РФ, оформление разрешения на временное проживание.
Февраль 2022 года изменил судьбы миллионов людей. Узнав о начале специальной военной операции, Александр тут же поехал к своим друзьям в Стаханов, чтобы разведать обстановку.
«Для существующей украинской власти я был сепаратистом, они меня преследовали. На тот момент я решил больше не связывать себя ничем с Украиной. Но в апреле месяце брат сообщил, что при обстреле нашего переулка погибла мама. Когда все пытались покинуть опасную территорию, она вернулась в дом за лекарством для отца, и тут в неё попал осколок. Врачи констатировали, что смерть наступила от разрыва сердца. Я решил, что за это кто-то должен ответить. Вернувшись в Бирюч, я пошёл в военкомат», – с чувством боли поделился собеседник.
В райвоенкомате в это время начался набор добровольцев. Подписав контракт с Минобороны на три месяца, он миновал отборочный пункт, так как за плечами была служба в МЧС. Александр Карпенко прибыл в часть 9 мая 2022 года. С позывным «Рыба» уже 17-го мая он был «за ленточкой». По словам добровольца, страх присутствовал у всех, но когда есть задача, о нём не думаешь. Боль за детей, за пожилых людей и родную землю вела их вперёд. Получив новенький БТР, Карпенко вывозил ребят из зоны обстрела. Александр Васильевич очень сожалеет о погибшем напарнике, операторе-наводчике из Тамбова Михаиле, позывной «Хамич», которому было всего 25 лет. Сегодня Александру вспоминается, как они в две лопаты закапывали в землю, при необходимости, свой БТР по самую башню. Это был надёжный боевой товарищ.
Ветеран боевых действий отметил, что вначале специальной военной операции дронов было меньше, и на броне ездить было безопаснее. Заметив у Александра способности механика, командир дал ему старую боевую машину с целью её ремонта. Александр заявил, что на старом БТР он не поедет, и тогда ему предоставили технику на выбор. Он увидел более новую машину с номером 414 и взял её. Эти цифры он считал знаковыми: такой же номер был на его личном автомобиле, на оружие, на жетоне.
Вскоре Александра Карпенко отметили, как лучшего водителя. Наверное потому на боевой машине командир полка ездил только с ним.
«Однажды утром вместе с командиром полка мы доставляли ребят на боевое задание. Вдруг, на открытой местности машина заглохла. Я не понял, что случилось? Почти две минуты простояли на опасном пространстве. В этот самый момент впереди нас грады накрыли бугор, на котором мы должны были быть спустя пару минут. Ангел-хранитель, наверное, заглушил наш броневик, и мы поехали по другой дороге», – рассказал участник СВО.
Домой Александр Карпенко вернулся позже указанной в контракте даты, так как дивизия российских солдат, в которой находился Карпенко, выходя из Изюма, попала в окружение. Дорога на Купинск и Комиссаровку была отрезана. К счастью, боец с позывным «Рыба» знал о грунтовой дороге, которая называлась «Козья тропа». Он помог выйти нашим бойцам из оцепления.
О своих заслуженных наградах Александр Васильевич не захотел говорить. Он сказал, что воевал не ради медалей, а за мир и справедливость. Все награды, которые у него были, он отдал отцу, который, к сожалению, ушёл из жизни в прошлом году.
У ветерана боевых действий бережно хранятся два письма от Засосенских школьников, которые он получил на фронте. В одном из них дети написали «Дядя Саша, бей фашистов!».
«Эти письма для меня дороже всех наград. Я перечитывал их каждый день, они предавали мне сил и стойкости в бою. Сквозь строки я чувствовал тепло детских сердец и поддержку. А главное, старался оправдать их надежды» - поделился в завершении нашей беседы Александр Карпенко.