Конец октября для Сергея Шмарина является особым периодом. Это день работников дорожного хозяйства. С этой сферой связаны 36 лет его жизни.
И поэтому воспоминания каждый раз уносят его в насыщенную, увлекательную пору работы в дорожной передвижной механизированной колонне. Он хорошо помнит имена и фамилии коллег, с которыми приходилось асфальтировать площадки на объектах производственного назначения и социальной сферы, строить дороги с твёрдым покрытием, и неподдельную, непередаваемую радость от этого селян. А ещё 27 октября – это дата создания им с Ольгой Евгеньевной семейного союза, который они отметят в 52 раз. А если учесть, что их обоюдный стаж в ДСПМК больше 60 лет, то не трудно представить, сколько чувств и эмоций накрывает их в первый осенний месяц.
Первый приход Сергея в коллектив дорожников состоялся в феврале 1971 года, вскоре после увольнения со службы в Советской армии. Молодому статному уверенному в себе человеку доверили мощный бульдозер Т-4 алтайского производства. И хотя с техникой он с детства был на ты, оказалось, мало нажимать на педали и передвигать рычаги управления. Как нельзя кстати начинающему механизатору пригодились советы и рекомендации опытного наставника Алексея Жеребилова и линейного механика Василия Крупенко. Весомое приложение своим рукам для него нашлось на возводимом асфальто-бетонном узле в селе Весёлое. К слову, дугой аналогичный объект сдали в эксплуатацию в Ливенке. Местоположение их было связано с близостью железной дороги и функционирующими на прилегающих территориях перспективных производств – свинокомплексов в колхозе имени Ильича и птицефабрики в Никитовке. Там предстояло заасфальтировать производственные площадки и подъездные пути.
«Работа захватила. Массу эмоций получал от управления мощной техникой. Приятно было видеть результаты своего труда. Достойная зарплата. Но в какой-то момент решил покинуть полюбившийся мне коллектив. Скорее всего, поддался общему настрою сельских сверстников, которые как по команде двинулись в города – в Белгород, Старый Оскол, на Донбасс», – поделился Сергей Степанович.
В поисках новых ощущений Шмарин отправился в Свердловск (сегодня Екатеринбург), где проживала старшая сестра. Крепко сложенный, волевой и самоуверенный мужчина, решил проверить себя в «горячем» деле, устроившись в мартеновский цех металлургического завода. Знаменитым сталеваром не стал, зато нашёл здесь свою спутницу жизни.
Ольга родом из этих мест попала на завод после окончания техникума. Занималась обслуживанием парового хозяйства в котельной и компрессорной. Пути их пересеклись в заводской столовой. Несколько взглядов хватило, чтобы учащённо забились сердца и нежностью засветились глаза влюблённых с первого взгляда молодых людей. Несколько встреч, прогулок по шумному городу, походов в кино хватило для того, чтобы они поняли, что не могут существовать друг без друга. Через полгода подали заявление в ЗАГС.
Свадьбу сыграли в шахтёрском посёлке Карпухино, по месту рождения невесты. Сначала жили в общежитии. А вскоре молодожёнам выделили однокомнатную квартиру. Здесь родилась дочь Елена. Жизнь в крупном городе била ключом. Кроме понравившейся высокооплачиваемой работы можно было найти занятие по душе. Сергею, к примеру, приносила удовольствие игра за футбольную команду заводского производственного подразделения.
Но в какой-то момент динамичная, насыщенная городская действительность начала тяготить сельского парня. Он с тоской вспоминал чистый деревенский воздух, зелёные дубравы, спокойно несущую воды речку Тихая Сосна. А тут пришло печальное известие с малой родины – умер отец. И молодая чета, не без колебаний, приняла решение перебраться в Засосну. Поселились в родительском доме вместе с мамой. Здесь появился на свет сын Владимир. Сергей во второй раз трудоустроился в дорожную строительную механизированную колонну «Красногвардейское» управления «Белгороддорстрой». Встретили его как родного, радушно, с объятиями.
«На всех видах техники довелось поработать: бульдозере, экскаваторе, автогрейдере, катке и даже асфальтоукладчике», – заявил ветеран дорожной службы.
Видя такую заинтересованность механизатора в освоении всех типов дорожных машин, тогдашний руководитель предприятия Владимир Яценко предложил ему пройти переподготовку в Алексеевском профтехучилище. По завершении учёбы Шмарин получил право управлять энергонасыщенным трактором К-700. Перевозил на тралах дорожную технику до места назначения, доставлял инертные грузы (щебень, песок, отсев) для обеспечения бесперебойной работы асфальто-бетонных узлов.
В 1984 году дорожную организацию возглавил Михаил Худобин. По утверждению собеседника, при Михаиле Анисимовиче на предприятии произошли самые масштабные преобразования. Возвели административное здание, где разместились не только рабочие кабинеты управленческого персонала, но и актовый зал, «красный» уголок, столовая. Были сданы в эксплуатацию ремонтная мастерская, гараж, современный асфальтовый завод. Строилось жильё, которое предоставлялось в первую очередь молодым специалистам. В числе более двадцати счастливчиков оказалась и семья героя моего повествования.
Серьёзные изменения произошли и в его карьерной биографии. После окончания Новооскольского техникума Шмарина назначают линейным механиком.
«Если раньше старался содержать в надлежащем состоянии закреплённую машину, то теперь предстояло заботиться о «здороье» целого парка. Необходимо было вовремя проводить техосмотры и, конечно же, осуществлять ремонт вышедшей из строя техники, чтобы она как можно быстрее возвращалась в строй», – рассказал собеседник.
Эти вопросы находились на контроле службы механика. Необходимо было доставать запчасти, узлы для восстановления техники, а какую-то из них отправлять на ремонтные базы. В этот период началось массовое поступление новых спецмашин из Югославии, Румынии, Германии, Белоруссии. К месту назначения их предстояло доставлять на собственном транспорте. После назначения на должность старшего механика Шмарин, что называется, в полный рост примерил на себе снабженческо-доставочную роль. Белгород, Брянск, Воронеж, Краснодар, Одесса, Орёл, Люберцы, Кострома, Нестеров Львовской области, Могилёв, Рыбинск – вот неполный перечень городов, куда ему приходилось выезжать для решения производственных вопросов.
«Я не раз отправлялся в дальние поездки со Шмариным. Возникали самые непредвиденные ситуации. Сергей Степанович всегда сохранял хладнокровие, выдержку, проявлял находчивость, чувство юмора, оптимизм. И это всегда приносило удачу», – поделился бывший водитель предприятия Николай Кадин.
В свою очередь, мой собеседник утверждает, что для достижения целей трудовой коллектив должен представлять команду единомышленников, когда в нём есть доверие, взаимопонимание, взаимовыручка и, естественно, контроль и спрос. Он с теплотой отзывается обо всех руководителях, под началом которых трудился. Это упомянутые Владимир Иванович Яценко, Михаил Анисимович Худобин, а также Александр Никифорович Дубенцов, Иван Митрофанович Шкарин. Каждый из них, по мнению ветерана дорожной отрасли, внёс достойный вклад в укрепление организации, обеспечение её плодотворной деятельности. А разве можно было рассчитывать на успех без взаимодействия с коллегами-специалистами, в числе которых линейные механики Вячеслав Ирниденко, Николай Байдин, заведующий автогаражом Вячеслав Литвинов.
На взгляд Щмарина, мастерами с «золотыми» руками и светлыми головами проявили себя автослесарь Пётр Рычкин, электрик-аккумуляторщик Леонид Решетняков, слесарь-инструментальщик Владимир Махнёв, сварщики Медковы – отец Валентин Петрович и сын Валентин.
Во время встречи поинтересовался у собеседника, почему связал жизнь с техникой и её обслуживанием. Оказалось, есть тому вполне логическое объяснение. Отец Сергея Степан Павлович, фронтовик, член партии, тоже трудился механиком после окончания Борисоглебского техникума. В боях под Смоленском был тяжело ранен, длительное время находился на излечении в госпиталях и в конце концов был комиссован.
После изгнания захватчиков с нашей территории в 1943 году старшего Шмарина направили восстанавливать Никитовскую МТС, где заведовал ремонтной мастерской. Мама Ефросинья Ивановна не отставала от мужа. Одной из первых откликнулась на призыв Паши Ангелиной сесть за рычаги трактора. В составе женской бригады несколько лет трудилась на «Фордзоне». В 1953 году в связи со сложившимися обстоятельствами семья перебралась в Засосну.
Сергей учился сначала в восьмилетней, затем средней школе. Вместе с лучшим другом Евгением Ивановым два сезона отработал помощником комбайнёра на уборке зерновых. После окончания десятилетки устроился в «Сельхозтехнику». А осенью его призвали на службу в армию. Начиналась она в Грузии, в танковом учебном полку. Впоследствии был переведён в танковую роту в качестве наводчика средних танков. Тёплый край пришлось покинуть после того как в составе спецгруппы из 50 человек был направлен в Хабаровский край в связи известными событиями на острове Даманский. Завершил службу в одном из погранотрядов в Амурской области.Так что техника стала непременным атрибутом его существования.
«Из 41 года общего трудового стажа 36 приходится на дорожную организацию. На десять меньше у жены. Не всё было гладко на этом длительном пути. Но несмотря на отдельные трудности, шероховатости, об этой поре остались самые светлые, счастливые воспоминания», – утверждает Шмарин.
Об уважении к Сергею Степановичу со стороны коллег, авторитете в трудовом коллективе свидетельствует тот факт, что он несколько лет подряд избирался секретарём комсомольской, а впоследствии – партийной организации. Под стать ему Ольга Евгеньевна, настоящий профессионал, ответственная, дисциплинированная, трудолюбивая, готовая отстаивать свою точку зрения, награждена двумя значками «Ударник пятилетки».
Выйдя на заслуженный отдых, супруги продолжают трудиться на огороде и личном подворье. Разная живность водилась в хозяйстве: поросята, телята, козочки, кролики. В последнее время, правда, ограничились содержанием кур. Ольга Евгеньевна кроме выращивания различных огородных культур обожает заниматься цветоводством, они в доме, во дворе, огороде. Сергей Степанович во всех делах – надёжный помощник.
Для облегчения земельных работ обзавёлся несколько лет назад мотоблоком. И, конечно, он любит что-либо мастерить. Из подсобного материала соорудил удобную, симпатичную тепличку. Не менее эффектно выглядит сооружённый аналогичным методом летний душ. Ещё, признался Сергей Шмарин, ему приходится частенько выступать в роли социального такси: отвезти на рынок или в медучреждение супругу, подхватить с работы кого-то из детей. А младшие внуки Степан и Савелий (всего четверо)вообще не мыслят свою жизнь без любимого дедушки, он и в школу поможет добраться, и вовремя прибыть на занятие спортивной секции. Так в хлопотах, но в удовольствии проходит день за днём насыщенная жизнь ветеранской пары Шмариных.