Local Logo
Новости Красногвардейского района Белгородской области
91.69
+0.00$
98.56
+0.00
+9 °С, ясно
Белгород

Красногвардейский педагог допобразования: «Главная награда – огонёк в глазах детей»

2 июля 2023, 09:00ОбществоФото: Личный архив Екатерины Черноусовой

Екатерина Черноусова о своей семье, профессии и воспитанниках.

Екатерина Черноусова трудится в системе дополнительного образования около 30 лет. С 2014 года – педагог дополнительного  образования, ведёт занятия в Стрелецкой школе. Руководство Дома творчества считает её настоящим профессионалом, который умело, терпеливо и эффективно обучает навыкам изобразительного творчества своих подопечных. Ещё её ценят за доброту, искренность, сердечность, готовность помочь, подсказать коллегам. Наш корреспондент попросил Екатерину Митрофановну поделиться суждениями об особенностях профессиональной деятельности и, конечно же, жизненной историей.

Екатерина Митрофановна, хотелось начать беседу, как говорится, от печки. Где родились, чем запомнилось детство?

Моя малая родина – замечательное село Стрелецкое. Здесь я появилась на свет в 1962 году в многодетной семье простых сельских тружеников Росляковых. Отец Митрофан Антонович был водителем, мама Александра Прокофьевна – свекловичницей. Трудно было поднимать пятерых детей, но родители делали всё, чтобы мы ни в чём не нуждались. А помогали им в этом их родители, наши дедушка и бабушка, взяв основную заботу о нас и о большом хозяйстве. И у нас было счастливое детство, потому что мы росли в большой любви и ласке.

А когда и при каких обстоятельствах проявился интерес к прекрасному?

 Однажды, когда мне было лет пять, дедушка принёс мне настоящую деревянную расписную матрёшку, выменял у торговца разной мелочью. Это было какое-то чудо, внутри были ещё игрушки. Я с ними играла, но больше рассматривала и не расставалась ни днём, ни ночью. С этого момента и зародилась моя любовь к искусству, прекрасному и мне очень хотелось придумать свой узор для матрёшки. Когда я пошла в 1970 году в новую Стрелецкую среднюю школу, то уже в первом классе знала, кем я хочу быть. А хотела я, конечно, рисовать всё, что меня волновало: природу, животных, людей. В то время, к сожалению, не было в школах сферы дополнительного образования, и мне приходилось быть самоучкой и идти самостоятельно к своей мечте. В 1980 году я окончила школу и поступила в Губкинское техническое училище, где получила специальность декоратор-оформитель и мечтала трудиться в художественной мастерской.

 Диплом на руках – и за работу?

Так получилось, что в школе я училась в одном классе со своим будущим мужем Сергеем Черноусовым. Он выбрал профессию военного,окончил Пермское военное техническое училище. Связав с ним свою судьбу, как и положено жене военного,  следовала за ним по гарнизонам. И везде мне посчастливилось выполнять обязанности, связанные с моей специальностью.  С начала это город Пермь, затем Одесский военный округ. Далее нам довелось служить в Западной группе войск ГДР, куда мы отправились уже с двумя маленькими детьми. И как только младшему сыну исполнилось три года, меня пригласили в Дом офицеров художником-оформителем. На тот момент, я считала, что мечта достигнута, я работаю в художественной мастерской, но в душе была всё та же матрёшка.

А как оказались снова на малой родине?

Наступили трудные 90-е годы. Жизнь внесла свои коррективы: развал СССР, вывод войск из Германии, повальное сокращение военнослужащих. Мы возвращаемся в родительский дом супруга в село Казацкое. С работой, конечно, проблема, и я отправилась в тогда еще   Дом пионеров, тем самым определив свою дальнейшую творческую жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность на базе Казацкой средней школы, заочно получила педагогическое образование в Алексеевском педколледже. Я училась любви к детям, честности, справедливости, отдавать всю себя своей профессии. Работала по своей авторской программе, где было всё, что интересовало меня и было интересно детям: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народное творчество и др. Казацкая школа оставила самые тёплые воспоминания. Проработала я там 12 лет, вкладывая душу в каждого ребёнка. Дети отвечали мне взаимностью и радовали своими результатами. Одна из первых моих талантливых учениц Валентина Веретенникова (Малахова) в дальнейшем стала педагогом дополнительного образования. Нам довелось вместе трудиться в Доме детского творчества.

Екатерина Митрофановна, выбранное дело приносит вам удовлетворение?

С 2004 года по сегодняшний день я работаю на базе своей родной Стрелецкой средней школы и общий стаж работы в Доме детского творчества педагогом дополнительного образования составляет уже 30 лет. Работая в школе с детьми, я занимаюсь любимым делом и реализовала себя как педагог и художник, передаю свои знания и мастерство детям. Ведь это так сейчас важно, с раннего детства развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. А для педагога самая главная награда за его труд – это огонёк в глазах детей и их самореализация. Обучающиеся творческого объединения «Волшебный мир искусства», которым я руковожу, принимают активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и являются призёрами и победителями. Назову имена некоторых из них: Анастасия Япрынцева, Таисия Толстых, Мария Братищева, Анжелика Чернякова, Алёна Поначевная, Алёна Трапезникова. Неоднократно самые активные обучающиеся объединения удостаивались чести быть размещенными на районной детской Доске Почёта. В этом году такую  высокую награду заслужила Алёна Поначевная. Я горжусь своими учениками и уверена, что из них вырастут достойные неравнодушные люди, с прекрасным внутренним стержнем.

Фото: Личный архив Екатерины Черноусовой

Екатерина Митрофановна, для достижения вашими воспитанниками успеха, каких-то высот важнее врождённые задатки или трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость?

Исходя из моего многолетнего опыта работы, могу сказать, что потенциальные способности, заложенные в ребёнке очень важны, но их надо вовремя заметить и создать условия для их развития. И чем раньше это произойдет, тем лучше. А для того, чтобы достичь высоких результатов, нужно приложить немало усилий, стремления и главное любить дело, которым ты занимаешься, и тогда оно будет приносить удовлетворение и радость побед.

Можно говорить о наставничестве в вашей профессии и как оно может проявляться?

Никогда не бывает лишним позаимствовать интересные знания и практику у коллег и самому поделиться профессиональными достижениями. Это касается методологических, воспитательных задач, вопросов межличностных отношений. Относительно детей, они разного возраста, я стараюсь создать атмосферу доверительных отношений, взаимодействия и сотрудничества. Поэтому, наставничество присуще моей каждодневной работе: беседы с обучающимися, мастер-классы, совместные мероприятия, экскурсии и многое другое способствует творческому развитию личности моих подопечных. Научить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от радости достигнутых результатов – в этом, видимо, и есть главное предназначение педагога.

 На работе мы проводим большую часть жизни. А когда возвращаемся в родную гавань – семью, тоже получаем какую-то оценку.

У меня крепкая семья, где меня поддерживают, понимают и помогают реализовать мои бесконечные творческие планы и вместе со мной радуются достижениям моих воспитанников. С мужем мы вместе уже 39 лет. Выросли и создали свои семьи сыновья Вадим и Александр.  Растёт внученька Ульяна и, как бабушка, очень любит рисовать, в свои девять лет подаёт большие надежды.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Авторы:Александр Новинкин
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество3 мая , 17:13
Белгородская область в числе пилотных субъектов представит госпрограмму НТР уже в мае
Материал
Общество3 мая , 09:03
Вячеслав Гладков: «В регион поступило 14 тыс. доз вакцины от кори, краснухи и паротита»
Материал
Общество2 мая , 10:00
Профориентационное мероприятие для школьников состоялось в Красногвардейском кадровом центре