30 апреля в России отмечается День пожарной охраны. Мы уже не раз рассказывали на страницах нашего издания о людях этой нелёгкой профессии. Но она, наверное, одна из немногих, о которых можно говорить бесконечно, потому как здесь не бывает стандартных ситуаций. Накануне праздника наш корреспондент побеседовала с водителем автоцистерны пожарно-спасательной части № 27 города Бирюч Виктором Бондаревым.
Виктор Алексеевич, расскажите немного о себе. Где учились и трудились до того, как пришли на нынешнее место работы?
После учёбы в школе, я поехал в Северодонецк к родственникам, где окончил училище по профессии «Слесарь-монтажник химической и нефтяной промышленности». Окончив обучение, вернулся на родину, устроился работать водителем. Через полтора года меня призвали в ряды Советской Армии. Демобилизовавшись, долго без дела не сидел и трудоустроился в «Транссельхозтехнику» сначала водителем, а спустя восемь лет шлифовальщиком.
Как попали в ряды огнеборцев?
Однажды услышал от знакомого, что в пожарную часть требуется водитель. Устроиться туда было не просто, работа пожарного всегда была престижной и требования к соискателям были высокие. Но я всё-таки решил попробовать. Сдал документы и услышал положительный ответ.
С каких автомобилей началась ваша служба в пожарной части?
На тот момент часть была укомплектована тремя машинами: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и Урал. Мне довелось поработать на каждой из них. Нынешние автоцистерны отличаются и водоизмещением, и повышенной проходимостью.
Вы помните свой первый выезд?
В мою первую смену было несколько выездов. В течение дня два раза выезжали на загорание соломы. Ночью горел дом.
Расскажите про свою самую сложную смену.
Это было, по-моему, в 2005 году. Зима, минус 19. Мы целые сутки тушили пожар в здании старой школы в Никитовке. Строение двухэтажное, длинное. Только потушишь в одном месте, загорается в другом.
Какие обязанности вы выполняете, находясь в части и во время выезда на пожар?
Заступая на смену, в первую очередь принимаю от сменяющегося караула автомобиль. Нужно чтобы техническое состояние было в норме, всё оборудование исправно, чтобы автоцистерна была заправлена и водой, и топливом. В мои обязанности входит доставка личного состава к месту пожара. По прибытии на место нужно правильно припарковаться, с учётом требований Боевого устава и правил охраны труда. В случае усложнения ситуации необходимо предусмотреть пути передислокации машины. Также водитель обеспечивает подачу огнетушащих веществ.
Если во время пожара в автоцистерне закончилась вода, как происходит дозаправка?
Объём пожарных автоцистерн, находящихся на вооружении нашей части 6 тыс. литров. В основном заправка происходит от пожарного гидранта. Но при выезде на пожар такая возможность есть не всегда. Тогда приходится брать воду либо из водонапорной башни, либо из водоёма. Определяющим фактором является тип источника: его объём, наличие подъездных путей и расстояние до населённого пункта. Иногда осуществляется подвоз воды силами администрации поселения или с помощью автомобилей добровольных пожарных команд.
Что в вашей работе самое сложное?
Для меня самое сложное – доставить личный состав к месту тушения. Существуют определённые требования к разрешённой скорости и нужно их придерживаться.
А на дорогах пропускают, когда едете с маячками и сиренами?
В основном да. В большинстве случаев люди понимают, что пожарный автомобиль едет с включенными спецсигналами не просто так, что от скорости его прибытия, возможно, зависит чья-то жизнь.
Может были какие-нибудь особо запомнившиеся случаи?
Необычный случай произошёл во время страшного стихийного бедствия в Воронежской области. Летом 2010 года там бушевали многочисленные лесные пожары. Был введён режим чрезвычайной ситуации, установлен высший – пятый – уровень пожарной опасности. Нас отправили туда на помощь. Было очень страшно видеть полностью сгоревшие дома с торчащими дымоходными трубами. По пути мы с напарником увидели ночью в свете фар сидящих на дороге лису и двух или трёх кошек. Звери либо сплотились перед лицом страха и опасности, либо просто потеряли ориентацию в пространстве, надышавшись дыма. Это было необычно, поэтому и запомнилось.
Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил выбрать эту профессию?
Чтобы стать настоящим водителем пожарной машины, недостаточно обладать только теоретическими знаниями и практическими навыками в вождении и борьбе с огнём. Человек, решивший связать свою жизнь с этой профессией, должен быть смелым, отважным, мужественным и выносливым. Нужно уметь признавать свои ошибки, не прятаться за спины товарищей. Здесь важны взаимовыручка и доверие. И в нашем коллективе это присутствует.
Виктор Алексеевич, что можете пожелать коллегам в ваш профессиональный праздник?
В первую очередь – здоровья, финансового благополучия, поддержки близких. Ну и, конечно же, поменьше выездов, или, как говорят у нас, пожарных, – сухих рукавов.