Выше среднего возраста, молодо выглядевшая, симпатичная женщина с приятной улыбкой на лице встречала нас на пороге – это хозяйка дома Мария Митрофановна Саввина. 37 лет она проработала главным экономистом в ордена Трудового Красного Знамени колхозе имени Дзержинского, агропромышленном комбинате «Бирюченский».
«Кажется, это было вчера, школьный выпускной вечер, а уже на пенсии 14 лет, – говорила Мария Митрофановна. – Помнятся бантики и косички на голове, аудитории Алексеевского сельскохозяйственного техникума. А ведь следующий год для меня юбилейный – 70-летие буду отмечать».
Мария с детства полюбила село Нижняя Покровка. С каким восторгом рассказывала о местной речке, глубокой и полноводной, о которой, к сожалению, остались одни воспоминания. Летним днём пропадали с подругами на ней, когда в огороде не требовались прополочные работы. Они входили в её обязанности и сестры Раи. Родителям надо было помогать. Отец, Митрофан Фёдорович Нечаев, работал фуражиром на ферме, а мать, Клавдия Романовна, – телятницей. Домашние заботы были у них на втором плане. Такова сельская жизнь. Больше думали о родном колхозе, являющемся основным источником доходов семьи.
Ранним утром, по петушиным «будильникам», уходили на ферму, короткий перерыв – и снова ферма, ещё одно такое повторение, а затем следовало позднее возвращение домой, к детям. Они привыкли к такому распорядку родителей, поэтому и старались во всём им помогать. И даже поздним вечером Митрофан Фёдорович и Клавдия Романовна никогда не забывали проконтролировать выполнение дочерьми школьных домашних заданий, хотя знали, что ни Маша, ни Рая не нуждались в этом, у них был хорошо развит самоконтроль. Преуспевали в учёбе. Марию влекла математика. Она считала бы и считала. Школа в Нижней Покровке давала восьмилетнее образование, а соседняя Верхнепокровская – среднее. Вот и встал вопрос, подавать ли туда заявление. Родители настаивали на продолжении учёбы в школе, а знакомые девчонки, ранее поступившие в Алексеевский сельскохозяйственный техникум, агитировали подругу в это учебное заведение, на бухгалтера.
«Какой из тебя бухгалтер, – пытался убедить дочь Митрофан Фёдорович. – Это тебе не курей на подворье считать. В колхозе смотри, какое хозяйство. Там мозгами надо будет шевелить».
И всё-таки 1 сентября 1968 года Мария переступила порог Алексеевского сельскохозяйственного техникума.
Подруги-подругами, но главную роль в этом сыграла местный бухгалтер Анна Давыдовна Молчанова, скрупулёзный и дотошный специалист, умеющий считать народную копейку. Так получилось, что по окончании техникума Мария Нечаева прибыла в родной колхоз, попала в руки той же Давыдовны. По-другому её не называли в селе. Больно любима была она односельчанами, хотя и считалась твёрдой и бескомпромиссной, но справедливой, чуткой и внимательной.
«По сей день я благодарна Анне Давыдовне, – говорила Мария Саввина. – Она определила мой трудовой путь. Царствие ей небесное».
Восемнадцатилетней девчонкой пришла работать в колхоз имени Дзержинского Мария Нечаева. Что можно было ей доверить? Выпускница техникума и сама не могла придумать, где найти приложение своим знаниям. Над этим ломала голову и её наставница – Анна Давыдовна. Она и предложила ей должность бухгалтера в автопарке.
С каким-то недоверием встретили в автопарке юную бухгалтершу отдельные водители, но вскоре поняли, что она не лыком шита. Кое-кому пришлось возвратить путёвки на доработку из-за приписок. Поняли, что Марию вокруг пальца не обведёшь. Бухгалтер смогла навести учёт в использовании горюче-смазочных материалов, запасных частей. Отчёты в бухгалтерии хозяйства от Нечаевой принимались, как говорится, с первого предъявления, что не осталось незамеченным, предрешило её дальнейшую профессиональную деятельность.
В 20 лет Мария Нечаева заняла должность главного экономиста колхоза. Не каждому это удаётся! Это не случайность, а плод творческого отношения к порученному делу, преданность ему, стремление к знаниям. Позже Мария окончила заочное отделение Воронежского сельскохозяйственного института.
Десять лет находилась на пенсии, но возглавляла экономическую службу агропромышленного комбината, а выйдя на заслуженный отдых, по-прежнему живёт его заботами, интересуется делами. Понятно. В другом коллективе Мария Митрофановна не работала, в нём она оттачивала своё профессиональное мастерство, стала уважаемым и заслуженным человеком. Вспомнить же этой замечательной женщине есть о чём.
Колхоз имени Дзержинского был первопроходцем во многих начинаниях, в большинстве которых главную скрипку приходилось играть Марии Саввиной. Взять тот же арендный подряд, пришедший первоначально в земледелие.
«Если организаторская сторона перехода на него проходила благополучно, то о моральной, психологической этого не скажешь», – делилась Саввина.
Казалось бы, золотое ядро бригад должно было поддержать нововведение, но получилось наоборот. Почему? Лучшие механизаторы занимались выращиванием сахарной свёклы, работали с ядохимикатами. Их труд хорошо оплачивался. При переходе же на подряд всем стали платить практически одинаково. Падала трудовая активность мастеров своего дела. Середнячки же, как говорится, голосовали двумя руками за подряд. Пришлось внедрять коэффициент трудового участия, учитывать сложность проводимых технологических операций каждого члена звена и, исходя из них, начислять заработную плату. Принимались во внимание и другие показатели, но не каждый набирался смелости высказать правду в глаза своему товарищу. До споров доходило. В значительной степени всё зависело от руководителя, от его авторитета, умения хорошо наладить производственный процесс, не позволять никому лениться. Таким в Сорокино оказался Иван Емельянович Худобин, который мог подобрать ключ к любому механизатору, хорошо знал, кто из них на что способен, никому не давал спуску, говорил прямо в глаза. Потому-то арендный подряд в этом коллективе прижился с первого года, дал свои плоды.
Иван Емельянович представлял областную партийную организацию на XXVI съезде КПСС, награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
На Нижнепокровской молочно-товарной ферме убеждённым сторонником подряда стал Николай Пантелеймонович Худобин. Буквально с первого дня он взял на свои плечи решение всех организаторских и технологических вопросов, поставив во главу угла строгий учёт затрат на основе чековой формы.
Хорошо зная характер и возможности каждого члена коллектива, он вникал в любую мелочь, помогал словом и делом тем дояркам, кто по уровню профессионального мастерства отставал от передовиков.
«На первый взгляд казалось, что в коллективе ничего не изменилось: те же люди, тот же распорядок дня, – рассказывала Мария Саввина. – Но вот как-то в очередной раз, зайдя на ферму, стала свидетелем разговора двух доярок».
Более опытная и старательная сделала замечание младшей подруге, допустившей нарушение в технологии доения.
«Ведь мы теперь на подряде, – сказала она, – значит, и к делу надо относиться добросовестнее».
Мария Саввина давно с неудовлетворением замечала, что у отдельных коров время дойки затягивается. Говорила об этом дояркам, но те, соглашаясь с ней, на деле всё оставляли по-прежнему.
На этот раз главный экономист решила секретно провести хронометраж. Результат подтвердил правильность её выводов. Затягивание времени дойки – это не только перерасход электроэнергии, это ещё и недобор молока. При затягивании доения коровы отдают его неохотно.
И вот уже на следующем занятии школы коммунистического труда (такие были в каждом производственном коллективе) состоялся разговор с фактами в руках. Были выявлены конкретные потери, подсчитано, насколько от этого молоко становится дороже. И пусть цифры эти, на первый взгляд, были незначительны, но потери зримы. Значит, необходимо их избегать.
Аналогичный метод был применён и при изучении темы повышения качества продукции. Главный экономист на этот раз не прятала своего замысла. У отдельных доярок молоко принималось и без фильтрации первым сортом, а у некоторых их подруг даже после фильтрации соответствовало только второму. Возымело действие. В колхозе имени Дзержинского 98 % молока реализовывалось первым сортом. Редко какому хозяйству удавалось достичь такого показателя.
Вспоминая былое, Мария Саввина не могла не отметить, что сейчас легче работать экономистом. Количество возделываемых культур теперь можно на пальцах посчитать, а в 80-х их наименование равнялось 52. На ВДНХ сорокинцы занимали третье место в стране по цветоводству. Выращивали и клубнику, и малину, и смородину. Занимались семеноводством овощных культур. И на каждую культуру Марии Митрофановне необходимо было составить хозрасчётное задание. Нынешняя узкая специализация привела к тому, что даже продукты борщевого набора в колхозную столовую закупаются в магазинах. Овощи стали заморскими.
С Марией Саввиной мы долго беседовали и на другие темы. Принимал в ней участие и третий человек – муж, Иван Дмитриевич, которому идёт 73-й год. Лучшего токаря в округе не найти. 40 лет он отдал любимому делу. Не раз приходилось с ним встречаться в Верхнепокровской машинно-тракторной мастерской, а затем и в колхозе имени Дзержинского. Его станок и рабочее место всегда выделялись опрятностью, инструмент – исправностью и тем идеальным порядком, который необходим токарю.
В день нашей встречи с токарем пришлось увидеть Владимира Жидких, работавшего в бытность Верхнепокровской машинно-тракторной мастерской председателем колхоза «Коммунист». Он восхищался его мастерством и рассказал о следующем случае. Во время уборки сахарной свёклы зарядили дожди. Поля напоминали болото. Почва не впитывала влагу, а урожай убирать надо. Затем наступили морозы, позволившие выводить агрегаты в ночное время. В одну из смен глубокой ночью комбайн остановился. Понадобилась нестандартная проточка вала. Ивана Дмитриевича подняли с постели, и он не ушёл из мастерской, покуда комбайн не покинул её.
«За давностью проведённые технологические операции токарем забылись, – говорил Жидких. – Не забывается одно: Саввин – отличный специалист, рационализатор, безотказный, исполнительный, неравнодушный.
И в семье Иван Дмитриевич – стержень надёжности, душевной крепости. За 47 лет совместной жизни Мария Митрофановна хорошо изучила характер своего мужа. Знает наверняка, ни от кого, кто нуждался в его помощи, он не отмахнулся ни разу. Хорошо с таким человеком идти по жизни, хоть непросто: надо быть ему под стать. Так считает Мария Митрофановна.
«За мужем как за каменной стеной», – сказала она.
И это слова жены, матери, бабушки и прабабушки, которая сама никогда не чуралась нелёгкой крестьянской работы. А ведь судьба могла и не свести Ивана и Марию. За год до окончания Марией восьмилетки он уехал к сестре в Северо-Донецк. Хотел стать газоэлектросварщиком, но врачи не дали добро. Зрение не позволило им принять положительное решение. Пошёл на трёхмесячные курсы токарей. Три года работал на котельно-механическом заводе.
«Коллектив понравился, – рассказывал Иван Дмитриевич. – Ребята с солидным стажем многому научили. Одним словом, сдружился с ними. Военкомат же разлучил нас. Два года чеканил шаг в Казахстане. В Нижней Покровке проживали мать и бабушка. После демобилизации решил их прежде всего навестить, да так и остался в родном селе. Всего три дня пробыл дома. Устроился токарем в Верхнепокровскую машинно-тракторную мастерскую, в Нижней Покровке обрёл семейное счастье, повстречав Марию».
Безусловно, не всё безоблачно было в семье Саввиных. Но, поддерживая друг друга, прошли через невзгоды, вырастили хороших детей, возвели им добротные дома. Сыновья Игорь и Александр получили высшее образование, инженеры лесного хозяйства по диплому, но жизнь заставила найти применение своих знаний в других отраслях. Семьи у сыновей под стать родительской. Дружные, помнящие и заботящиеся об отце и матери.
«Металлические двери и пластиковые окна в доме – это нам дети установили, – рассказывала Мария Саввина. – Во всём помогают нам с дедом, заботятся о его здоровье, которое сильно подводит. Хорошие невестки у нас. Людмила работает главным экономистом в Алексеевском лесхозе, а Алёна – врачом анестезиологом-реаниматологом в областной больнице. Подарили нам трёх внуков, подрастает правнук Артёмка. Мы счастливы в детях».
Добрые впечатления остались от встречи с Иваном Дмитриевичем и Марией Митрофановной. Люди с чистой совестью, доброжелательные и сердечные, уважаемые всеми жителями села Нижняя Покровка. Побольше бы таких.