Сотрудники детсада «Солнышко» рассказали о специфике работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Организация грамотного психолого-педагогического сопровождения ещё в дошкольном возрасте необходима, чтобы они в дальнейшем могли успешно обучаться в школе.
В детском саду функционирует четыре группы для детей с ОВЗ: с 1996 года – две группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а с 2017 года начали свою деятельность группы комбинированной направленности, в которых созданы все необходимые условия для пребывания в них детей с ОВЗ. За длительный период функционирования таких групп педагогами накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенству, поиску эффективных путей организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Детей в этих группах сопровождают: воспитатели, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Стоит отметить, что в новых условиях возрастает взаимосвязь узких специалистов и воспитателей.
«Основной целью дошкольного учреждения в работе с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной, развития качеств личности каждого ребёнка. Согласно стандартам коррекционно-педагогическое воздействие направлено, по возможности, на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития», – отметила учитель-дефектолог детского сада «Солнышко» города Бирюч Оксана Борисовская.
Ключевыми направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении являются диагностическое, коррекционное и развивающее. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя также профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями. Все педагоги заинтересованы в положительной динамике, сопровождая детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому планируют совместно коррекционную работу.
«В ходе психолого-педагогического сопровождения ребёнка реализуем следующие направления и задачи: глубокое и всестороннее изучение каждого воспитанника; реализация индивидуальных коррекционных программ; изучение динамики развития детей и уточнение их образовательных маршрутов; анализ эффективности педагогической деятельности учреждения; гибкое управление педагогическим процессом в целом», – сообщила инструктор по физической культуре детского сада «Солнышко» города Бирюч Ольга Хмелькова.
При организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении соблюдаются следующие условия: наличие психолого-педагогической службы; построение образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития, социализации дошкольников в коллективе; использование технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием); взаимодействие с семьями воспитанников и активное их включение в образовательный процесс (педагогическое просвещение).
При осуществлении коррекционно-педагогического процесса могут возникать и трудности. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья различны, воспитанники отличаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся у них недостатков, это дети и с задержкой психического развития, и с тяжёлыми нарушениями речи, и дети-инвалиды.
Различны достижения детей и в плане знаний об окружающем мире, навыков в практической деятельности. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребёнка, специалистами коррекционного профиля проводится комплексная диагностика. Данные психолого-педагогического обследования позволяют в дальнейшем выстроить коррекционную работу индивидуально под каждого, составляя индивидуальные образовательные маршруты или адаптированные образовательные программы. Сравнительный анализ результатов обследования в течение учебного года позволяет отследить динамику обучаемости и развития каждого дошкольника с ОВЗ.
«Педагоги нашего детского сада, работающие с категорией детей с ОВЗ, творчески подходят к организации их деятельности, используя различные педагогические технологии. Особое внимание они уделяют организации взаимодействия с родителями (законными представителями). Многие взрослые становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с родителями способствует повышению их педагогических компетенций», – подытожила воспитатель детского сада «Солнышко» города Бирюч Мария Копыльцова.
Несомненно, от того, какая база будет заложена у детей с ОВЗ в дошкольном периоде, зависит их дальнейшая адаптация и социализация. Именно поэтому необходима правильная организация работы психолого-педагогического сопровождения и слаженные действия всех специалистов.