С сентября за школами России на законодательном уровне закреплена воспитательная функция. За её введение выступала уполномоченный при президенте по правам ребёнка Анна Кузнецова.
Воспитательная функция заключается в развитии личности, создании условий для самоопределения и самореализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Анна Кузнецова подчеркнула, что каждая школа формирует программу, благодаря которой школьная жизнь будет наполнена не только знаниями, но и станет более комфортной, человечной, поможет развиваться детям как личностям.
Закон должен решить и такую проблему, как буллинг. Вопрос воспитания детей в здоровой атмосфере для омбудсмена очень важен, она и сама является матерью семерых детей.
В Белгородской области создавать доброжелательную атмосферу в школах начали ещё с 2019 года в рамках региональной стратегии. Она включает 35 проектов, ориентированных на педагогов, учеников и родителей.
Так, разработан кодекс доброжелательности — свод правил для младшего, среднего и старшего школьника, а также для учителя, директора школы и родителей. Появился «культурный норматив». Ребята знакомятся с шедеврами литературы, театра, музыки, архитектуры и живописи. Они чаще ходят в кино и музеи.
Первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области Николай Рухленко объяснил, что суть стратегии ещё и в том, чтобы педагог научился признавать свои ошибки, стараться в любой ситуации представить себя на месте ребёнка, отказаться от идеи превосходства. А главное – всегда найти то, за что можно похвалить, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребёнка.
Также в регионе создана система школа полного дня. Так ученик сможет пообедать, сделать домашнюю работу, проконсультировавшись при необходимости с учителем и сходить на прогулку, заняться спортом на свежем воздухе, позаниматься в кружке.
В школах появятся планы индивидуальных занятий с отстающими учениками. Развивают и дополнительное образование. Вместо поиска готовых талантов – раскрывают их в детях. Педагогов допобразования вооружат соответствующими техниками. К концу прошлого года школы были оборудованы зонами доброжелательного пространства: образовательная зона, зона двигательной активности, зоны психологического комфорта.