Жительница села Большебыково Надежда Капустина рассказала о своей профессии, поделилась тем, что выбрала специальность по душе. Любовь к своему делу… Где её истоки? В призвании? Скорее всего, да. Но ведь и оно должно проявиться, чтобы вселить уверенность, что избранная из сотен дорога – твоя, единственная. А где же, как не в семье, обретает человек это чувство…
Так было и с Надеждой Капустиной. Цепкая детская память чётко вобрала в себя предрассветные хлопоты родителей по дому, их ранние уходы на ферму, натруженные руки и такой родной, домашний запах молока. А потом ещё рассказы Ольги Николаевны и Ивана Григорьевича о работе, о делах на ферме. Поделиться же им было чем. После школы мать пришла на Ураковскую молочно-товарную ферму. Даже на пенсии торила туда дорожку 10 лет. Готовила дояркам пополнение. Сколько вырастила тёлочек за свою 45-летнюю трудовую жизнь, трудно даже посчитать – словом, ни одно стадо коров. Иван Григорьевич – механизатор, большую долю трудового стажа также отдал ферме. Обеспечивал животных кормами, наводил санитарный порядок на её территории.
Сама жизнь указывала выбор пути. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Девчонке с бантами в 11 классе вскружила голову любовь, да так, что в год окончания Утянской средней школы «выскочила» замуж за большебыковского парня. Место жительства поменялось, вместе с ним и планы на трудоустройство. Если на Ураковской ферме имелась вакансия доярки, то на большебыковской, как на грех, не оказалось. Однако не у дел Надежда не осталась. В Большебыково открылась пекарня, куда требовались рабочие руки. Они же у молодой женщины были действительно таковыми. Всё горело в них. Послушны были ей и корова, и свиньи, и тяпка не выпадала из рук. Но теперь они «прилипли» к тесту. В выходные дни Надежда часто навещала родителей в Солдатке, приходила на ферму, чтобы помочь матери. Ольга Николаевна поила телят, а Надежда чистила стойла, «блеск» наводила на крутых боках животных. Считала за радость поработать доильным аппаратом. Нередко, прямо с фермы, Капустина шла на пекарню. Шла, но удовлетворения не чувствовала. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пекарню закрыли, Надежда со своими подругами осталась вольной. Ненадолго.
Доярку с 25-летним стажем Нину Капустину перевели техником по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. Хорошую группу коров сформировала Нина Ивановна, слыла мастером своего дела, никому не уступала первенства.
— Жалко было расставаться с животными, – рассказывала в нашей беседе теперь уже заведующая фермой Нина Капустина. – Хотелось передать их в надёжные руки. Слышала, что моя однофамилица осталась без работы. Её родителей знала как трудолюбивых, добросовестных тружеников, посвятивших практически всю свою жизнь животноводству. Да и с Надеждой не раз встречались на ферме. Потому и предложила ей принять свою группу.
Трудолюбие переняла у родителей, в чём‑то даже превзошла их. Сегодня, спустя годы после первой в её жизни дойки, можно уже с уверенностью говорить о призвании Надежды Капустиной. Раньше думала, что призвание – это когда тянет тебя стать учителем, агрономом, врачом. А профессия доярки вроде бы слишком будничная для мечты. Но теперь же убеждена: любимым делом может оказаться на первый взгляд самое обычное. Когда же оно является таковым, то и дела ладятся. И то, что за 10 месяцев прошлого года коллектив Большебыковской МТФ №4 получил по 4870 килограммов от коровы – почти на 900 больше, чем за соответствующий период 2018, – есть немалый вклад и Надежды Капустиной.
На вопрос, как мастер машинного доения коров добилась таких замечательных успехов, Надежда Капустина отвечает:
— Все мы душой болеем за производство. Ведь общий успех рождается из усилий каждого.
У доярок нет закреплённых групп животных. По старой привычке они величают коров по кличкам, но на ферму, как и по всюду, пришла цифровизация – вместо клички номер. По две недели доярки поочерёдно работают в молочном цехе или в цехе раздоя.
Потому производство молока конкретным человеком не учитывается. Хорошо это или плохо? Состязательность доярок теряется, к которой они так привыкли. И не только они. А ведь труд животноводов, чего греха таить, всё же частенько разнится. В пример некоторым подругам на рабочем месте Надежды Ивановны всегда образцовый порядок. Любит она его.
— Когда дела идут хорошо – и на душе радостно. Но бывает иногда и наоборот – хожу сама не своя. Однажды заболела одна корова, так я сразу обратилась к ветеринарному работнику, вместе оказали ей первую помощь. Почти не отходила от коровушки, пока та не выздоровела, – рассказывает Капустина.
В работе соперничать с Надеждой Капустиной не просто. Это о таких, как она, принято говорить: две руки, и обе правые. И всё же дело не только в сноровке. Есть ещё секрет, без которого, по её твёрдому убеждению, успеха не добиться. Секрет этот – любовь к животным. На цифру корова не реагирует, а вот на кличку… И ими Надежда Ивановна величает почти всех, хотя на ферме их 379. Многих знает привычки, что очень важно.
Кто скажет, что труд доярки – лёгкий труд. И подниматься надо рано, и ложиться поздно. Правда, двухсменка пришлась женщинам по душе и мужчине – единственному дояру.
Но спроси себя на чистоту, Надежда Ивановна Капустина, хочешь ли ты иной доли, иного образа своей личной жизни. Да ты только руками разведёшь. Какой может быть разговор! 18 лет на ферме. Вся трудовая жизнь! И ничего другого сердце не желает. Радостно ей работать на ферме и видеть плоды труда своего, пусть и нелёгкого. Безусловно, он не сравним с первоначальным, когда Надежда пришла на ферму. Изменились и люди, заметно повысилось и чувство коллективизма, ответственность за общий успех. Новое оборудование, прогрессивные технологии – вот краеугольные камни, на которых держится успех коллектива. И уже никого не удивить молокопроводом, счётчиками, вмонтированными в него, где цифры мелькают, как на спидометре, показывают только не километры, а килограммы. В последний раз они отметили почти 21-килограммовый надой молока от коровы в сутки.
… Мягкие сумерки медленно опускаются на землю, предвещая конец ещё одного трудового дня. И привычная усталость не может преодолеть чувства, что прожит он, как надо. От фермы до дома каких‑то четыреста метров. Небольшое расстояние. Десять минут – и у порога встречают Надежду муж Виктор и сын Иван.
— Быстро доставляет меня мой двухколёсный «конь», – с усмешкой и юмором говорит Надежда Капустина. – Овса не требует, в бензине не нуждается. Крути педали – да и только. Практически круглый год. Спортивную форму стараюсь поддерживать.
Что тут скажешь: доярка, а по‑нынешнему оператор машинного доения коров, с юмором. А он, как известно, поднимает настроение, настраивает на рабочий лад.
Завтра же новые заботы. И снова работа, такая подчас нелёгкая, но необходимая. Необходимая прежде всего себе.