Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Она может усилить радость или успокоить печаль, снять стресс и улучшить настроение. С первых минут жизни мы слышим различные природные звуки, колыбельные песни, нежные и мелодичные. А творческие люди всегда заряжают нас эмоциями и вдохновением.
В селе Засосна живёт дружная музыкальная семья Набивачевых, Александр Павлович и Валентина Михайловна. Их уникальные голоса много лет звучат со сцены сельских клубов, в центрах культурного развития городов области. Александр – руководитель хора «Бирюч», а его жена – солистка. Он – тенор, она – низкий альт. Их бархатные тембры сливаются в единый ручей и приводят в восторг зрителей. Родился Александр Набивачев в городе Харьков в 1952 году. Его родители, уроженцы Красногвардейского района, переехали в Украину заработать денег на жизнь. Мать устроилась на фабрику, а отец водителем. Но в 1956 году отец Саши погиб, и женщина с маленьким сыном возвратилась Засосну. Жили они очень бедно.
Когда Саше исполнилось четыре, на день рождение ему подарили маленькую гармошку. У его мамы был высокий сопрано, по воскресеньям она пела в церкви. Саша играл на своей детской гармошке и сам что-то напевал.
В школе на уроках пения учитель Александр Мерхалев заметил музыкально одарённого мальчика и упорно стал заниматься с ним вокалом. Ученик Набивачев влюбился в музыку. А когда его приняли в районную музыкальную школу, колхоз помог в приобретение баяна, о котором мечтал Саша. На вступительном прослушивании на новом инструменте он сыграл «Прощание славянки», после чего все преподаватели вынесли вердикт – принят. После окончания средней общеобразовательной школы ему предложили вести уроки пения в родной школе, и он согласился.
«Без специального образования мне долго работать не пришлось. Учиться заочно не было возможности, и я пошёл работать водителем в колхоз „Знамя коммунизма“. Позже закончил Шебекинское техническое училище по специальности слесарь технологического оборудования. Получив удостоверение слесаря, искал работу по специальности, но не нашёл. Тогда мне предложили должность музыкального руководителя в сельском клубе. Этой работе я отдал 30 лет и понял, что я на своём месте. Позже стал директором этого заведения. В 1997 году я поступил в государственный колледж культуры и искусства в городе Белгороде. Там меня курировала все четыре года преподаватель Наталья Урванцева. Мы с ней до сих пор общаемся, она делится со мной партитурами, и я рад, что она жива, здорова и продолжает работать», – рассказал Александр Павлович.
У молодого директора клуба стали действовать восемь кружков: три эстрадных, два духовых, народных инструментов, два танцевальных. А ещё он занимался с детьми, которые находились в детском реабилитационном центре рядом с клубом. Их там было 20 человек, и талантливый музыкант учил детей музыке и пению. На вопрос, мечтал ли виртуозный руководитель уехать в большой город, где можно было с его способностями заработать много денег, он ответил нет.
«Я здесь прирос. В течение года обновляю репертуар. Слежу, чтобы не было избытка в вокальных партиях. Работу хора я планирую ещё до репетиции, никогда не позволю себе что-то пустить на самотёк. Также наблюдаю за правильной осанкой женщин и дыханием. А после выступления хвалю их и критикую», – рассказал руководитель хора.
В 1974 году из Украины, из Киевской области, в родное село Засосна вернулась молодая женщина, Валентина, с двумя детьми на руках. Пятилетнюю дочь Свету и двухлетнего сына Игоря, мать сразу отвела в садик, а сама устроилась на работу в колхоз на очистные сооружения.
В 1986 году председатель сельсовета Раиса Голованёва организовала новый хор в сельском клубе. Здесь и встретились голосистая девушка с баянистом. Через год солисты поженились.
«Нас связала музыка. С утра до позднего вечера по выходным шли репетиции. Пели, шутили, плясали. И я заметила на себе взгляд Александра не как руководителя, а как мужчины. Начались свидания. Я полюбила этого человека за порядочность, справедливость и, конечно, за его талант. Мне с ним очень легко идти по жизни», – поделилась Валентина Михайловна.
Музыка, которая связала чету Набивачевых, является неотъемлемой частью их жизни. Эта семейная творческая пара известна по всей Белгородской области.
В 1991 году Александр Набивачев организовал хор, которому дали название «Бирюч» и стал его художественным руководителем. Сейчас в хоре 14 человек, и он считается полным. Возраст женщин от 45 до 75 лет. Гастролируя по району и области, хор «Бирюч» давал до двадцати концертов в месяц. В 1993 году ему было присвоено звание «Народный». Оно подтверждается каждые четыре года.
В настоящее время Александр Набивачев также является художественным руководителем знаменитого в нашей области хора. А по основному месту работы он трудится в административно-хозяйственном отделе при управлении культуры. Ему подвластны все слесарные работы.
Талантливый и разносторонний человек Александр. От скромности чуть было не утаил, что пишет музыку и стихи к песням. У него есть авторские произведения. Это песня «О Бирюче», «Бирючанские просторы». А песни «В парке победы» и «Жизнь прожить – не поле перейти» он написал на стихи местной поэтессы Валентины Решетняковой. Они всегда в репертуаре хора.
«Я баян из рук не выпускаю, везде с ним. Несколько лет подряд обслуживали регистрацию свадеб в отделе ЗАГС, сопровождали торжественное событие народными песнями. Хорошая была идея, которую кто-то взял и вычеркнул. И молодожёны, и гости были в восторге от нашего сопровождения. Ещё мне очень повезло с супругой. Она у меня – необыкновенная! Я с ней часто советуюсь. Валентина и солистка, и организатор хороший. Благодаря ей моя цель в жизни сбылась: я вывел хор на высокий уровень, чем, признаюсь, очень горжусь», – отметил Александр Павлович.
Совместное творчество – это залог дружеских отношений в семье. Две дочери и внучка зачастую выступают в хоре на сценах сельских очагов культуры. А маленькие правнуки, их четверо, пока просто играются клавишами большого баяна. Но дедушка с бабушкой уверены, что их дело обязательно продолжит кто-то из них.
Учёный Василий Сухомлинский сказал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Как точно подходит это высказывание к героям моего рассказа. Интеллигентные, скромные, достойные самых лучших слов и уважения люди раскрывают перед зрителями в концертных залах свой музыкальный талант, отдают свою неиссякаемую энергию, дарят им незабываемые эмоции.
Творчество начинается в сердце. Всё, что находится в душе этих двух замечательных людей – тем они и делятся со своим любимым зрителем.
В завершение беседы, Александр Набивачев растянул меха баяна. Песня «И хожу я по воду» разнеслась по тихим кабинетам редакции, зарядив всех нас хорошим настроением.