Непростой тернистый путь становления и развития пришлось пройти Ливенскому машзаводу (сегодня открытое акционерное общество «Машиностроитель»). Коренные преобразования в деятельности предприятия сопровождались огромными трудностями.
Приходилось трудиться всему коллективу днём и ночью, без выходных и праздничных дней. Большинство операций выполнялось без механизации, особенно в начале пути и после военной разрухи. Приходящие по железной дороге станки разгружались вручную, доставлялись с помощью колхозного трактора и заводской волокуши. Монтаж, пуско-наладка выполнялись спецбригадой с помощью ручной лебёдки и домкратов. Отдельные работники не выдерживали трудностей, уходили с завода, но оставались самые трудолюбивые, трудоспособные, целеустремлённые, настоящие патриоты, трудившиеся не покладая рук, бывало сутками не покидая предприятие. Они жили с мыслью о том, что сделанное благородным трудом достанется их детям и внукам.
Всех ветеранов поимённо назвать нет возможности. Но тех, кто остался предан делу, внёс достойный вклад в развитие предприятия, будет справедливым вспомнить. Это токари Иван Пащенко и Иван Дуравкин, слесарь-инструментальщик Иван Казаков, многостаночник Николай Коротенко, наладчик Павел Прасолов, фрезеровщик Пётр Карташов, электросварщики Николай Захаров, Анатолий Атанов, Антонина Винникова, кузнец Николай Атанов, мастера Леонид Рущак и Валерий Зиновьев, Дмитрий Михайлов, начальник механического цеха Николай Чебаков, строгальщик Николай Сулименко, бригадир строителей Леонид Нестеренко, мастер-строитель Иван Белых, начальник литейного цеха Михаил Рубанов, жестянщик Фёдор Бронников, монтажник, мастер литейного цеха Сергей Гущин, столяры Пётр Бутов и Николай Науменко, плавильщик Сергей Рубанов, заливщик Александр Чмулёв, формовщик Любовь Голубова, конструктор Юрий Величко, директор завода Николай Ключищев, заместитель директора Тимофей Рыжих, электромонтёр Александр Богданов, бригадир охраны Иван Белых, нормировщик Любовь Бакланова, плановик Владимир Бакланов, электросварщик, бригадир Леонид Журавлёв, сантехник Михаил Журавлёв, дизелист Иван Кравченко, главный бухгалтер Николай Исаев. Огромная благодарность ныне здравствующим ветеранам, добрая память и низкий поклон – ушедшим в мир иной.
Приведу несколько эпизодов из истории предприятия. В начале декабря 1961 года Ливенский машзавод из управления местной промышленности был передан Белгородскому объединению «Сельхозтехника» и переименован в ремонтно-механический завод «РМЗ». При выходе данного постановления облисполкома в Ливенку прибыли представители областного ведомства во главе с его руководителем Петром Поздняковым. Ознакомившись с селом, с его управленцами, на проводимом в коллективе собрании Пётр Захарович сказал:
«В этом селе живут трудолюбивые, добропорядочные люди. А это главное для завода. Поэтому постараемся сделать его показательным не только в области, но и в стране. Для чего будет разработана соответствующая программа развития».
В результате на базе действующего механического цеха было создано двенадцать производственных участков, на которых организовали ремонт и производство продукции, в основном сельскохозяйственного назначения. Это капитальный ремонт двигателей автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-120, ремонт электродвигателей, топливных насосов, восстановление плунжерных пар, лемехов и стрельчатых лап, гильз и ряда других тракторных деталей. Наладили изготовление настольно-сверлильных станков НС-12А, кольчатых катков ЗКК-6А, электровентиляторов, нестандартизированного оборудования, двухсотлитровых бочек.
Предприятие получало постоянную, ощутимую поддержку от руководства «Сельхозтехники». Главный технолог объединения Михаил Рябцев в течение полугода не выходил с его территории, отлаживая технологические процессы. Поступило необходимое оборудование, нужные станки, оснастка и инструменты. Также были выделены транспортные средства, специальные машины. Маломощная мастерская с количеством работающих 80 человек превратилась в хорошо организованное производственное предприятие с численным составом 250 сотрудников.
На протяжении шести лет (1961 – 1967 годы) оно работало спокойно, уверенно и результативно. Появилась надежда, что надоевшая всем смена ведомственной принадлежности осталась безвозвратно в прошлом. Однако, распоряжением Совета Министров РСФСР за номером 1012 Р от 25 апреля 1967 года, Ливенский машзавод был передан в ведение министерства промышленности строительных материалов. Объёмы и сложность задач значительно возросли. Производственных площадей для их решения было явно недостаточно. Требовалось реконструкция существующих и строительство новых объектов. Но в сельскую глубинку по бездорожью подрядчики идти не соглашались. Для выхода из положения руководство завода приняло решение организовать из доморощенных сельских строителей участок из 50 человек, снабдив его необходимой техникой. Это дало возможность открыть участки тяжёлых станков и сталеплавильный, цеха по изготовлению запасных частей и заготовительный. Был построен типовой механический цех, депо на обслуживание десяти тепловозов, подъездной железнодорожный путь (от станции Палатовка до цехов завода). Это позволило наладить изготовление опытно-экспериментальных изделий для механизации трудоёмких процессов предприятиям министерства. Возводились не только внутрипроизводственные объекты, но и социальные. Были сданы в эксплуатацию мужская и женская бани, столовая, буфет, здравпункт, подсобное хозяйство (на 49 голов дойного стада) для обеспечения столовой мясомолочными продуктами.
На протяжении всей деятельности коллектив предприятия уделял огромное внимание качеству выпускаемой продукции. Обжиговые вагонетки выпускались со знаком качества. Изготовленный в новом цехе автомат-укладчик модели ВСКО на ВДНХ СССР получил серебряную медаль и сразу был выкуплен одним из предприятий министерства. Лучшие изделия поставлялись на экспорт.
Благодаря машзаводу многое было сделано для развития сельской территории: построены очистные сооружения, около ста благоустроенных квартир. Завод взял на себя обязательство по финансированию 50 % стоимости детского сада на 140 мест. Осуществлено строительство газопровода высокого давления протяжённостью 17,5 км и двух газораспределительных пунктов (в Никитовке и в Ливенке), что позволило газифицировать населённые пункты Ливенского, Никитовского, Валуйчанского, Палатовского, и Веселовского сельских поселений.
Коллегией министерства промышленности строительных материалов РСФСР в марте 1985 года Ливенскому опытно-экспериментальному машиностроительному заводу была утверждена программа, которая предусматривала строительство типового трёхпролётного литейного цеха, с возможностью захода в него тепловоза с железнодорожным вагоном; цеха по ремонту станков, изготовлению оснастки и инструмента; ремстройучастка на подрядной и хозрасчётной основе; гаража на три грузовые машины и автокран; десяти типовых двухэтажных восьмиквартирных жилых домов с надворными постройками; осуществление благоустройства социальных объектов села.
Всё шло по намеченному плану, но пришли разрушительные 90-е годы. Машиностроительный стал сдавать свои позиции. Из-за отсутствия загрузки работой люди уходили в поиске лучшей доли. И всё же предприятие выстояло. Новое руководство предприняло меры по модернизации производства, внедрению современных технологий, установлению деловых связей. В настоящее время открытое акционерное общество «Машиностроитель» поддерживает партнёрские отношения со Стойленским и Лебединским горно-обогатительными комбинатами, акционерным обществом «КМАруда», «Сахмонтажсервис». Налажено сотрудничество с предприятиями нашего района: акционерным обществом «Самаринское», обществом с ограниченной ответственностью «Красная Гвардия» и другими.
Сегодня здесь трудится 80 человек. Коллектив «Машиностроителя» – одна сплочённая, трудолюбивая семья, где ритм непрерывной деятельности обеспечивает генеральный директор Ирина Чмулёва. Особый вклад в трудовые достижения вносят заместитель директора по производству Татьяна Цинцирук, главный инженер завода Дмитрий Власов, главный механик Александр Атанов, начальник механосборочного цеха Николай Измалков, начальник литейного цеха Андрей Дудкин, инженер-технолог Людмила Костина, токарь Павел Солодков, плавильщик Юрий Гондилов, модельщик Сергей Бугаев, слесарь Сергей Духин, слесари-сборщики Михаил Фролов и Армен Абазян, токарь Виктор Малыхин, формовщик Людмила Кашина. На днях заводская Доска почёта обновилась портретами 15 передовиков производства, тех, кто проявил особое усердие для достижения намеченных задач.