Вот уж никогда не думала, что столкнусь с этим. Мы постоянно пишем, говорим, читаем, слышим о телефонных мошенниках, их жертвах и способах обмана. И вроде бы ну всё об этом знаем. И думаем, что уж с нами‑то, взрослыми, здравомыслящими, рассудительными, такого точно не произойдет. Ан нет.
Дистанционное мошенничество, совершенствуясь в способах выкачивания денег, приобретает такие масштабы, что звонки и сообщения поступают на номера абонентов, адреса электронной почты с завидной регулярностью. И тут главная задача – включить логику, не поддаться на уговоры, лишний раз перепроверить информацию.
Итак, телефонный звонок. В рабочее время. Номер городской, вижу по коду – московский. Обычно в таких случаях трубку не беру (замучили уже рекламой, акциями, скидками!), тем более приложение на мобильном установлено, которое блокирует нежелательные звонки. А тут вот как толкнуло что‑то. Отвечаю на вызов.
Приятный женский голос представляется специалистом службы безопасности банка. И дальше – как по писаному, не давая мне опомниться и вставить хоть слово: «Мы зафиксировали попытку перевода денежных средств в сумме 3400 рублей с вашей карты. Вы совершали перевод?» Опешив от такого напора, растерянно отвечаю: «Нет…» А в голове уже начинают бешено вертеться мысли: «Какой перевод? Почему уведомление на телефон не пришло? Меня что, взломали?»
Бойкая девушка тем временем продолжает: «Попытка перевода была зафиксирована из Краснодарского края. Вы же не там живёте?» И посыпались вопросы: «А есть ли у вас другие счета и карты? А сколько денег было на вашем счёте до попытки перевода? А какой номер договора об обслуживании банковского счёта? А какой номер карты?..»
Тут уж разум вышел из состояния ступора и включился окончательно. На все вопросы отвечаю расплывчато, не называя ни сумм, ни тем более номеров и кодов. Сбрасываю вызов и звоню сама в настоящую службу поддержки банка по единому номеру, известному каждому клиенту.
В службе поддержки поясняют: сотрудник банка при звонке не просто представляется, а обязательно называет ещё и свой табельный номер. Далее. Настоящий сотрудник банка никогда не будет выпытывать состояние счёта, номера карт, договоров и тому подобную информацию. В общем, убеждаюсь окончательно, что меня просто пытались обмануть. Тем более что специалист подтвердил: номер, с которого мне звонили, банку не принадлежит… В общем, очередные телефонные мошенники. И я почти им поверила. А сколько людей верит действительно! Называют номера, коды, пароли и потом лишаются своих же сбережений…
К сожалению, таких обманщиков очень сложно вычислить: они меняют номера, создают фирмы-однодневки, придумывают всё и новые и новые предлоги, чтобы выпытать личные данные для совершения банковских операций или заставить человека добровольно перечислить им определённую сумму. Сотрудники полиции напоминают о распространённых схемах дистанционного мошенничества.
«Преступники могут, например, под видом продавца на сайтах объявлений требовать задаток путём перечисления денег на банковскую карту, при этом они просят предоставить информацию с оборотной стороны карты и код, поступивший в сообщении», – напомнил замначальника ОМВД России по Красногвардейскому району – начальник следственного отделения Алексей Шипицын.
Другая распространённая схема – просьба о помощи в социальных сетях. Пользователю поступает сообщение от друга с просьбой одолжить деньги. Потерпевший соглашается и перечисляет необходимую сумму на указанный номер или счёт. Вскоре он узнает, что страничка друга была взломана. Либо звонит незнакомец и, представляясь сотрудником правоохранительных органов, сообщает, что ваш родственник попал в ДТП, задержан за наркотики или избил человека. Злоумышленник предлагает решить проблему, перечислив ему определённую сумму.
«Преступник нацелен на главное – получение денег от собеседника. В любых подобных ситуациях не теряйте бдительность и свяжитесь с истинным источником информации», – посоветовал начальник отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних Евгений Казаринов.
А я теперь понимаю, почему, несмотря на предупреждения, наши жители по‑прежнему попадаются на удочку мошенников. Они действуют очень тонко психологически: «умные» речи, термины, давление на чувства… Тебе просто не дают опомниться в процессе разговора. И хорошо, когда здравый смысл вовремя включается.
В общем, дорогие читатели, будьте предельно внимательны. Не стесняйтесь перезванивать в банк или родственникам, которые якобы попали в беду. И ни в коем случае не сообщайте никому по телефону свои личные данные, не переводите деньги незнакомцам. Рассуждайте и действуйте здраво! Испытано на себе…