«У нас акция» — такие объявления рядовые потребители встречают ежедневно во многих торговых объектах нашего города и района. На сегодняшний день торговец (производитель, продавец) реализует свою продукцию потребителю посредством использования различных маркетинговых способов. Наиболее распространённым методом является сбыт продукции со скидкой или по акции. Акция даёт возможность торговцу на определённое время акцентировать внимание потребителя на ту или иную группу товаров (услуг).
«Существуют случаи, когда торговцы пользуются неполной осведомлённостью потребителей, и устанавливают правила, например, гласящее, что товар, который был приобретён по скидке (акции) не подлежит возврату или обмену. И хотя хозяйствующий субъект (торговец) имеет право на установление скидок (проводить акции), в тоже время он не вправе производить действия, как описано в примере выше, которые нарушают требования законодательства в области защиты прав потребителей», — сказала главный специалист отдела по регулированию трудовых отношений и развитию потребительского рынка управления АПК и экономического развития района администрации района Марина Дьячищенко.
Следует признать, что для продавцов, акции – это ещё и время роста продаж, возможность «избавиться» от залежавшегося товара, завлекая покупателя лозунгами: «У нас самые большие скидки», или «Приобретая у нас товар, Вы получаете подарок!». Покупая в магазине какую‑либо приглянувшуюся вещицу в подарок, покупатель должен помнить, что он находится под всеобъемлющей защитой закона «О защите прав потребителей», как прочем и продавец товара.
Далее рассмотрим такой элемент маркетинга, как скидки на товар. Рекламой о проводимых акциях такого рода уже никого не удивишь. Где‑то они колеблются на уровне 20–30%, а кое‑где достигают и 70% от стоимости товара либо услуги. Отрадно, что на сегодняшний день, многие покупатели понимают, что у продавцов есть свои хитрости и завлекающая надпись «Скидка» далеко не всегда будет означать то, что цена товара ниже рыночной стоимости. Перейдём, что называется к конкретным случаям встречающимся на практике. Покупатель приобрёл товар со скидкой, обнаружили в нём недостаток и решили вернуть товар продавцу, встаёт вопрос какую сумму должен вернуть продавец, полную или за вычетом предоставленной Вам скидки?
«К примеру, приобретён телевизор, стоимость которого, скажем, 10 тыс. рублей. Скидка на данный товар на момент покупки составляла 20%. Итак, вы стали счастливым обладателем телевизора за 8 тыс. рублей. Далее, обнаруживается недостаток товара (телевизор сломался). Согласно статьи 24 Закона «О защите прав потребителей», при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Таким образом, Вы вправе требовать у продавца вернуть Вам деньги в размере 10 тыс. рублей, если цена товара (например, в других магазинах) на момент предъявления претензии составляет эту сумму (10 тысяч)», — пояснила Марина Александровна.
Разумеется, такие условия договора как «приобретённые со скидкой товары обмену и возврату не подлежат» — недействительны, так как противоречат закону, они не имеют юридической силы. Нередко можно услышать и обещание подарка при покупке определённого товара или услуги.
Публичное «обещание подарка», (например, «при покупке холодильника – пылесос в подарок») обязывает продавца передать покупателю два предмета по цене одного. Отказ предоставить в подарок — неисполнение обязательства продавцом. В этом случае покупатель вправе потребовать передачи ему обещанного подарка, либо уменьшения цены, либо он имеет право расторгнуть договор с продавцом и вернуть деньги. Доводы продавца о том, что подарки сегодня закончились, конечно же, не могут служить основанием для освобождения последнего от его обязательств передать покупателю обещанный подарок.